Фундамент        22.04.2024   

Частный компьютерный мастер. Частный компьютерный мастер Псалом 90 с ударением

Пожалуй, нет в православии второй такой загадочной и, в то же время, востребованной молитвы, как 90 псалом. Ее текст, поначалу кажущийся напоминающим какой-то древний заговор, раскрывает весь свой смысл тому, кто искренне молится и просит у Бога помощи и разумения. Это, конечно, касается не только 90 псалма, читать который каждый день приходится каждому православному христианину, поскольку он входит в ежедневное , но и всех остальных молитв. Для понимания сути недостаточно читать 90 псалом на русском языке – это поможет лишь понять незнакомые слова, но не вникнуть в глубинную суть этой сильной христианской молитвы. При ее чтении многое зависит от духовного состояния человека: одним смысл псалма раскрывается после первого прочтения, другим необходимо ознакомиться с толкованием 90 псалма, чтобы избежать заблуждений, вызванных самотрактовкой.

Псалтирь 90 псалом царя Давида

Читать 90 псалом принято в случае грозящей опасности. Это может быть как физическая опасность (преследование врагов, ущемление со стороны начальства или власть имущих), так и духовная (нападение греховных помыслов и желаний).

Толкование на 90 псалом поясняет, что он был написан иудейским царем и пророком Давидом после избавления его народа от моровой язвы. В те времена это была страшная эпидемия, уносившая сотни и тысячи жизней за день. Согласно историческому исследованию, эпидемия, о которой идет речь, продолжалась, в отличие от остальных, всего три дня, и в благодарность за эту невероятную Божью милость царь Давид пополнил псалтирь 90 псалмом. Содержание псалма – возвышенно-хвалебное, благодарственное.

Самая сильная молитва 90 псалом

90 псалом – молитва, упоминаемая даже в Евангелии. Когда сатана искушал Спасителя во время Его сорокадневного поста в пустыне, он цитировал 11 и 12 стихи этой древней ветхозаветной молитвы.

Текст 90 псалма на русском языке дает нам прекрасное представление о его содержании: он убеждает нас, что человеку, верующему в Бога всем сердцем, не страшна никакая опасность: ни стрелы, ни дикие животные, ни ядовитые змеи. Церковное предание подтверждает истинность этого утверждения: известно, что святые апостолы укрощали хищников и не боялись змеиных укусов.

Тем, у кого нет времени на ежедневную усиленную молитву, можно слушать 90 псалом по пути на работу – для этого нужно всего лишь скачать его бесплатно в одной из православных электронных библиотек.

Слушать на видео христианский псалом 90

Православный текст псалом 90 Хвалебная песнь Давида, на русском языке

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: « — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое»

Псалтырь, читать текст псалом 90 на церковно-славянском языке

Живый в помощи вышняго, в крове Бога нбнаго водворится, речет Господеви; заступник мой eси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него. Яко той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна; плещма своима осенит тя, и под криле eго надеешися; oружiем обыдет тя истина eго. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящiя во дни, от вещи во тме преходящiя, от нападенiя и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебe, к тебе же не приближится; oбаче oчима твоима смотриши и воздаянiе грешников узриши. Яко ты, Господи, упованiе мое; вышняго положил eси прибежище твое. Не прiидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему; яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою; на аспiда и васiлiска наступиши, и попереши льва и змiя. Яко на мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя мое. Воззовет ко мне, и услышу eго; с ним eсмь в скорби, изму eго и прослвалю eго; долготою днiй исполню eго и явлю eму спасенiе мое.

90-й псалом из книги Псалтырь известен по первым словам «Живы́й в помощи Вышня́го». Зачастую используется как молитва в опасной ситуации.

Говоря о 90-м псалме, нельзя не коснуться темы о благодатном, благотворном и спасительном чтении Псалтири в жизни каждого православного христианина . Так, к примеру, представитель древнего египетского монашества, которое огромнейшее значение в своей аскезе и духовном подвиге придавало Псалтири, пресвитер скитский Маркелл из Лавры Келлий говорил так: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…»

Одними из самых используемых псалмов являются 50-й и 90-й. Они довольно часто звучат в богослужениях и келейных (домашних) молитвах.

Стихи этого Псалма цитируются в Евангелии от Матфея (Мф. 4:5-7) и Евангелии от Луки (Лк. 4:9-12), когда дьявол искушал Иисуса.

Этот псалом был написан пророком Давидом . В еврейском тексте Библии псалом не имеет заголовка. В греческой Библии (Септуагинте) он имеет надписание – «Хвалебная песнь Давида» . Фактически это благодарственное песнопение, которое боговдохновенно рисует перед человеком картину того, что Господь верных своих оберегает и защищает от всякого зла.

Главная тема псалма - Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Псалом дан в наставление людям о том, сколько благ доставляет упование на Бога. Вера и надежда на Бога с молитвой и жизнью по заповедям имеют непреодолимую силу.

В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. Псалом можно условно разделить на три части (Пс. 90:1-2, Пс. 90:3-13, Пс. 90:14-16). Главная композиционная особенность – это диалог - быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства.

Здесь или пророк Давид выражает свои мысли о праведнике , живущем полною надеждою на Бога (Пс. 90:1-2), или, обращаясь к праведнику , успокаивает его теми благами, какие изливаются на уповающего на Бога (Пс. 90:3-8, Пс. 90:13), или говорит от лица этого праведника , вполне преданного воле Божией (Пс. 90:2,9), или же от лица Самого Бога , выражающего Свое благоволение праведнику (Пс. 90:16).

Псалом построен в форме обращения наставника, который в своей речи, направленной к ученику, выражает уверенность в полной безопасности человека, который надеется на Бога и находится в общении с Ним.

Одни богословы видят в этом Псалме общий, отвлеченный поэтический образ праведника, в котором все случаи избавлений взяты псалмопевцем Давидом совершенно произвольно, без всякого исторического отношения , и который может быть отнесен как к самому Давиду, так и любому другому праведнику.

Другие же толкователи этого Псалма усматривают в нём указание на пророчество царя Давида о благочестивом царе Иудейском Езекии и к обстоятельствам его времени (о том, как Езекия, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство) . Кто знаком с историей иудейского царя Езекии, тому совершенно ясно, что в указанном изображении праведника мы имеем поэтическое изображений этой истории.

СПРАВКА

Езеки́я (ок. 752 до н. э - 697 до н.э.)- царь Иудеи, из династии дома Давида. Сын иудейского царя Ахаза. Воспитывался под влиянием пророка Исайи. Воцарился на трон в 727 до н.э. в возрасте 25 лет и правил Иудеей на протяжении 29 лет.

Во время правления Езекия было полностью истреблено идолопоклонство, в которое впал народ Иудейский в царствование Ахаза. Был уничтожен даже медный змей Моисея, находившийся в то время в Иерусалиме и сделавшийся предметом суеверного поклонения (4 Цар 18:3-5). В Иерусалимском Храме было восстановлено служение единому Богу и традиционные обряды храмового богослужения. В этот период в Иудее стал ощутим подъем национального сознания. В этих реформах Библия видит благочестие царя.

В первые годы правления Езекия Иудея ещё находилась в вассальной зависимости от Ассирии (4 Цар. 18:14) и продолжала платить дань Ассирии по договору, заключенному в царствование Ахаза. Но Езекия не желал признавать над собою власть Ассирии, стремился объединить всех иудеев и достичь политической независимости. Он тщательно готовил восстание, укрепляя внутреннюю обороноспособность страны и заключая антиассирийские союзы.

На 14-й год правления, несмотря на трудное и угрожающее положение дел, Езекия отказался платить дань, вследствие чего, ассирийский царь Сеннахирим вторгся в Иудею, где, согласно ассирийским анналам, он захватил 46 укрепленных городов и бессчетное количество селений. Из Иудеи было уведено более 200 тыс. пленников, захваченные иудейские города были отданы под власть филистимских царей, а Иерусалим был осажден. Это событие подробно описано в 4-й Книге Царств (4 Цар. 19) и в книге пророка Исайи (Ис. 36:1-22). Согласно библейскому повествованию, Исайя призывал царя и народ не сдаваться и предвещал спасение Иерусалима и поражение ассирийцев. Предсказание сбылось: грозный суд Божий не умедлил чудесно поразить осаждавшие Иерусалим войска неизвестной эпидемией: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые». (4 Цар. 19:35). Вслед за этим ассирийский царь Сеннахерим, сняв осаду, бежал в Ниневию и через несколько лет был умерщвлен двумя своими сыновьями в капище Нисроха.

Вскоре после своего чудесного избавления от Ассирии, Езекия тяжко заболел. Видя близость своего конца (Ис. 38), обратившись к стене, он горячо молился Господу. Его печаль и молитву услышал Господь. Пророк Исаия предстал царю и обещал ему скорое, на третий день, выздоровление и подтвердил слова свои чудесным знамением. Рассказ о чудесном передвижении тени солнечных часов назад на 10 ступеней в знак выздоровления царя от тёмной болезни описывается в 20-й главе 4-й Книге Царств: «возвратилась назад на 10 ступеней солнечная тень которая прошла по ступеням Ахазовым. Взяли пласт смокв, приложили к нарыву и Езекия выздоровел» (4 Цар 20:7-11).

Когда же по случаю чудесного исцеления Езекии пришли к нему с поздравлением послы от Вавилонского царя Меродаха Валадана и царь с некоторым тщеславием показал им все свои сокровища и богатства, то пр. Исаия возвестил ему, что все это достанется в добычу Вавилона и что потомки его будут отведены в плен Вавилонский. Езекия со смирением принял это определение Божие и Господь отклонил гнев Свой на Иудею во дни его. Последние годы его жизни протекли в спокойствии, он мирно скончался после двадцати девятилетнего царствования на 56-м году своего жития (97 до Р.Х.) и, при всеобщей печали, с большим великолепием был погребен над гробницами сыновей Давидовых (2 Пар. 32:33). Царствование Езекии несомненно есть одно из замечательнейших в истории царей Иудейских. Езекия был благоуспешен во всех делах своих. Кроме побед его над Филистимлянами и чудесного избавления от руки Сеннахерима, к его времени относятся блистательные завоевания колена Симеонова в Аравии (1 Пар 4:38-43). Обладая великим богатством и славою, Езекия строил города и укрепления, проводил водопроводы; скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии, и он возвеличился в глазах всех народов (2 Пар 32:23-30).

Толкование псалма

Проанализируем псалом с Божьей помощью.

Стихи 1 и 2. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него».

«Живый в помощи Вышняго» - живущий под покровом (помощью) Всевышнего Бога. Верующий человек и есть «живущий под кровом Всевышнего».

«В крове Бога Небеснаго водворится» - в жилище (буквально, в шатре) Бога Небесного поселится (упокоится). Т.е. человеку, надеющемуся на Бога, обещается помощь от «Вышняго Бога».

Не совсем ясный смысл изречений 1-го стиха, по церковно-славянскому переводу, выясняется при чтении других переводов. Так, в переводе с еврейского он читается: «Живущий под покровом Всевышнего («в крове Бога Небесного» ) в тени Всемогущего почивает» ; а в переводе с латинского читается так: «Кто жительствует с помощию Всевышнего тот будет пребывать в покровительстве Бога Небесного. Он скажет Господу. Ты заступник мой и прибежище мое: Бог мой, я буду надеяться на Него».

Здесь выражается , с одной стороны - полная преданность воле Божией человека ни на кого более не надеющегося, как только на Бога, а с другой - полная безопасность того, кто находится в ближайшем общении с Богом Небесным, под Его крепкою защитою.

То есть мы видим, что главный закон – это вера в Бога и надежда на Него.

Стихи 3 и 4. «Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина его».

Здесь псалмопевец, обращая речь к праведнику, говорит, что Господь Бог избавит его от сетей врагов («от сети ловчи» ) и от всякого враждебного слова, от всякой клеветы и заговора против его («от словесе мятежна» ). Он прикроет его, будет охранять как бы плечами своими («плещма Своима осенит тя» ), подобно тому, как воины, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, и он будет иметь надежду, что под покровительством Бога будет в безопасности («и под криле его надеешися» ). Здесь подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов. «Оружием обыдет» – значит «щитом оградит».

Таким образом, мысль псалмопевца можно выразить так: «всемогущая сила Божия защитит тебя, и, находясь под охраною Божественного попечения, ты будешь вполне безопасен. Сама истина Божия окружит тебя со всех сторон оружием». Под «истиною Божией» нужно разуметь верность Бога Своим обетованиям: Он (Бог) обещает Свою помощь всем уповающим на Него, и действительно подает ее. По переводу с еврейского, последняя речь выражена так: «истина Его есть щит и ограждение».

Стихи 5 и 6. «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго».

«От страха нощнаго» означает скрытную опасность. Различные страхи часто приходят ночью по причине окружающей тьмы (бесы, убийцы, воры), но ты молись и ничего не бойся.

«Стрела, летящая во дни» – образ имеет символический смысл. Стрела здесь – выражает какую-либо опасность, болезнь, злую силу. По другим толкованиям, «стрелою, летящею днем» называют явный злой умысел (в противоположность скрытой опасности).

«Вещь, во тме преходящия» есть блуд, прелюбодейство, демоны страсти, невоздержания, гнусных и плотских помыслов, т.к. все таковые демоны воюют против людей.

«От сряща» здесь можно перевести как «от нападения». «Срящ» с церковнославянского языка - неприятная неожиданная встреча, внезапная беда, несчастье или бедствие, нападение, недуг, зараза.

«Бес полуденный» – по толкованию св. Афанасия Великого, это символ лености и беспечности. Демон лености располагает людей лежать в беспечности, особенно в полуденное время, когда чрево насытится и обременится яствами (так демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна пал в прелюбодеяние с Вирсавиею). Другие толкователи, под именем «беса полуденного» разумеют злой дух, в ясный день или в полдень причиняющий человеку различного рода явный и открытый вред, болезни, например, моровую язву и заразу.

Псалмопевец, как бы представляя все подобные страхи, успокаивает человека, находящегося под покровительством Божиим, говоря ему: «охраняемый силою Божией, ты не будешь бояться никаких опасностей, ни явных ни тайных, ни днем, ни ночью, не будет у тебя страха нощнаго, не будешь бояться и стрелы, летящей днем. Ты избавишься от всяких страхов («во тме преходящия» ), от всякой опасности и случайности, («от сряща» ), т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно, и от злого духа, нападающего в полдень».

Стихи 7 и 8. «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши».

«От страны твоея» - значит «возле тебя», с одной стороны (слева).

«Одесную тебе» - справа.

Опасности угрожают человеку со всех сторон. Цифры ­тысяча («тысяща» ) и десятки тысяч («тьма» ) символически означают необыкновенно бесчисленное количество нападающих на человека врагов, враждебных помыслов и желаний. Т. е.мысль данного стиха можно выразить так: «тысячи, и десятки тысяч, и бесчисленное множество врагов нападет на тебя («и тма одесную тебе» ), но тебя не коснется («к тебе же не приближится» . Или же так: «если с одной стороны нападет на тебя тысяча врагов, а с другой - десять тысяч или бесчисленное множество, то и тогда никто из них не приближится к тебе, не погубит тебя. И ты не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам увидишь воздаяние им от Господа («обаче (только) очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши» )». Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим ассирийский царь Сеннахирим, тогда Езекия молитвенно возопил ко Господу Богу, возложив все упование на Него. И Господь вскоре избавил Езекию от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян.

Стих 9. «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое».

Здесь сила упования на Бога у человека становится еще сильнее.
Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе говорит: «Ты, Господи, вся моя надежда и опора («яко ты, Господи, упование мое» )» , и сказав так «одного Всевышнего избрал ты («положил еси» ) прибежищем твоим» , говорит псалмопевец.

Стихи 10. «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Здесь псалмопевец Давид, отвечает уповающему на Бога: «ты сказал, что Господь упование твое, и ты Всевышнего сделал своим прибежищем? Итак знай, что никакое искушение к тебе не приблизится». Т.е. слова «не приидет к тебе зло» есть ответ на «Ты, Господи, упование мое».

«Раной» может быть и зло, и всякая болезнь.

«Телеси́» означает тело, плоть человека. Однако в данном случае, вместо слов: «телеси́ твоему» , согласно с переводом с еврейского, а также греческим и Вульгаты («селение», «жилище» ), - нужно читать: «жилищу твоему» , как и исправлено это место в подстрочном примечании в современных изданиях Библии и Псалтири. Но и в другом значении, «жилище» души есть тело, т.е. «к телу твоему не приблизится болезнь за то, что ты сделал Бога прибежищем своим».

Таким образом, в этом стихе Давид продолжает речь о Божием покровительстве человеку, всецело Ему преданному, говоря так: «после того, как ты избрал прибежищем своим Бога, никакое зло уже не придет к тебе, и никакая беда не достигнет жилища твоего («и рана не приблизится телеси твоему» )».

Иоанн Златоуст объясняет это место так, что если праведнику приключаются немощи и раны и другие подобные искушения, то они составляют для него подвиг и испытание и умножают венцы, а для грешника они делаются действительно ранами.

Стихи 11-12. «яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою».

Далее псалмопевец указывает, что к верующим в Бога в помощь посылается Ангел: «Бог, на Которого ты возложил все упование свое, пошлет ангелов Своих и заповедает (прикажет) им («ангелам Своим заповесть о тебе» ), чтобы охраняли тебя во всех делах твоих («сохранити тя во всех путех твоих» ). Они же, эти ангелы, по повелению Божию примут тебя на свои руки и будут поддерживать тебя, чтобы не споткнуться тебе ногою о камень («да не когда преткнеши о камень ногу твою» ), т.е. чтобы ты не впал в искушение, когда на пути нравственной жизни встретится какой-нибудь соблазн». Слово «нога» , по изъяснению святителя Афанасия Великого, означает «душу» , а слово «камень» - «грех».

Стихи 13. «на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия».

По словам Великого Афанасия, под «львом, змием, аспидом и василиском» можно разуметь самого сатану и отступивших с ним от Бога злых ангелов. «Аспиды и василиски» вместе – различные образы нечистой силы - бесов, «лев и змий» – диавол.

Но и в буквальном смысле под «аспидом и василиском, львом и змием» могут подразумеваться опасные животные. Эти животные, как наиболее ужасные, служат образом неотвратимой опасности или злейших врагов.

Изречениями сего стиха, как и предыдущих, выражена та мысль, что для человека, охраняемого ангелами, ничто вообще, даже самое ужасное, не может быть опасным : «ты безопасно, безвредно будешь наступать на аспида и василиска, будешь попирать (преодолевать) льва и дракона».

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над Злом.

Стихи 14, 15 и 16. «Яко на Мя упова, и избавлю и (т.е. его): покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое».

Завершается псалом словами Самого Бога, который говорит о праведнике в таких выражениях: «так как он надеялся на Меня («яко на Мя упова» ), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня («яко позна имя Мое» ), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его («услышу его» ). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби («с ним есмь в скорби» ), избавлю его («изму его» ) от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Получит он долголетнюю жизнь на земле («Долготою дний исполню его» ) и сподобится вечно блаженной жизни будущего века».

«Долготою дний» Господь называет вечную жизнь.

Таким образом, мы видим, что наградой и плодом упования на Бога является помощь Божия, или Спасение . А наше спасение , по толкованию св. Афанасия Великого, - сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век через соединение с Собой в Церкви.

Вера – обязательное условие для Спасения. Человек, который поверит в Бога и попытается руководствоваться жизнью, учрежденной Им на земле Церкви, вступает под «покров Всевышнего», который будет с любовью оберегать его от всяких зол.

90-й Псалом имеет великую силу. Как сильное оружие на демонов, он испытан многими поколениями христиан. Эта молитва - мощное ограждение от любого зла, от недобрых людей и от бесов. «Живый в помощи Вышняго...» издревле считался молитвой воинов и вообще молитвой о сохранении жизни на поле брани или в любой другой опасной ситуации. Существует даже благочестивый обычай носить текст «Псалома 90» в кармане на груди или на поясе.

Псалтирь - часть Ветхого Завета, книга является священной для иудеев и христиан. Каждая глава представляет собой законченное поэтическое произведение, всего их 150 (в православной Библии есть еще одна, 151-я, неканоническая). 90 псалом часто используется во время богослужений в храме, читают его христиане и в качестве домашней молитвы .

История и применение псалма 90

Текст молитвы на русском и церковнославянском языке сильно отличаются друг от друга. Не по смыслу, а по звучанию. Поэтому, если верующий хочет вникнуть в суть, нужно изучить оба . Это нетрудно - в любой онлайн Библии имеются различные варианты глав, в том числе на языке оригинала.

Изначально Псалтирь написана на еврейском, затем были сделаны переводы на латынь, греческий, славянский и другие языки. Молиться можно на том, который ближе и понятней. Богослужебным в православии является церковнославянский, но церковные правила не запрещают дома читать Библию на русском. Текст 90 псалма имеет богослужебное применение:

  • Иудеи семикратно декламируют его во время погребения, произносят вечером перед сном, утром в день покоя (шабат).
  • Христиане западной церкви включили эту главу Писания в вечернюю службу, поется псалом во время Великого поста.
  • Православные включили его в состав дневного богослужения, в вечернее богослужение, звучит он во время отпеваний и за панихидой.

Автором называют двоих людей - иудеи считают, что это Моисей, поскольку 89-й псалом написал он, а 90-й продолжает его тематику. Христиане уверены, что им был царь Давид (который написал почти всю Псалтирь). В еврейском тексте надписи об авторстве нет, а в Александрийском переводе (Септуагинта) указан Давид, но возможно надпись сделал переводчик.

90 псалом - это великая молитва, в которой наставник (или отец) обращается к ученику (или сыну). Учитель убеждает всегда доверять Богу, во всем полагаться на Него, потому что это дает полную безопасность . Тот, кто не теряет связи с Господом, будет под Его защитой в любых обстоятельствах. Эту мысль подтверждают заключительные стихи, которые произносятся от Самого Иеговы.

Когда нужно читать псалом 90

«Живый в помощи» желательно знать наизусть, видео или аудиозапись поможет выучить текст. Тогда верующий сможет произнести благодатные слова в любом месте, в любое время. Ведь невозможно всегда держать книгу перед глазами. Пригодится молитва при самых разных обстоятельствах:

  • Когда верующего подводит здоровье; от недуга страдает близкий человек, а медицина оказывается бессильна.
  • Во время искушений - демоны используют любую возможность, чтобы сбить душу с правильного пути, тут и надо вспомнить священный текст.
  • При начале нового сложного дела посредством молитвы призывается помощь Господа.

Современное человечество живет ради получения выгоды, попирая духовные законы. Неудивительно, что людей часто преследуют неприятности. Но Господь все равно помогает верующим. Нужно просто искренне обратиться к Нему, произнося псалом 90 (текст молитвы). Для чего читают - чтобы отвести угрозу физической смерти. Этот молитвенный щит по благословению святых отцов солдаты использовали во время Второй мировой войны.

Схианхимандрит Виталий (Сидоренко) включил его в свое правило, оно защищает от опасности. Вот последовательность чтения, которой следует придерживаться:

  • «Богородице Дево».
  • Псалом 50.
  • Псалом 90.
  • «Богородице Дево».

Это правило называют сохранными молитвами. Духовные чада отца Виталия читали его во время вооруженных конфликтов, многие сумели сохранить жизни себе и близким. В прошлые века текст «Живый в помощи» вышивали на поясе и надевали затем в качестве оберега. Современные люди носят с собой святые слова в распечатанном виде в кармане или портмоне (правда, подобное поведение церковь не одобряет, поскольку это напоминает язычество).

Чтение за близкого человека

Есть еще одна молитвенная традиция - читать сохранные стихи по 40 раз подряд в течение 40 дней за родителей или детей. Она берет корни в монашеской практике многократного повторения библейских цитат. Считается, что происходит большой духовный рост, Господь посылает особенную благодать и чтецу и тому, за кого возносится молитва. Перед тем как брать на себя обязательство, желательно исповедоваться в грехах. Чистая душа легче воспринимает молитву, а также надо взять благословение у священника. Когда человек всерьез берется за подобное дело, на него начинает нападать нечистая сила. Поэтому требуется поддержка людей, более опытных в духовной жизни.

  • Возносить молитву нужно наизусть - но первое время можно смотреть в молитвенник.
  • Произносят либо в храме, либо дома, перед образом Господа Иисуса Христа.
  • Молящийся должен быть крещенным.

После прочтения добавляют собственные слова, которые хочется сказать Всевышнему. Просят заступничества, благословения в делах, духовной поддержки. Бог слышит каждого, но молитва может какое-то время оставаться без ответа.

Духовная жизнь проходит по правилам, которые устанавливает Бог. Иногда Он считает нужным проверить, насколько сильна в человеке вера, чему в Библии множество примеров (например, иудеи ходили по пустыне 40 лет, пока не пришли в обещанную землю). Допускает Господь также искушения, чтобы христиане становились более сильными, возрастали в вере. История Иова - яркий пример тому, как праведники, которые достойно переносят испытания, после щедро вознаграждаются.

Этот псалом имеет не только «заупокойное» значение, его всегда читают, например, на Часах перед Божественной литургией. Но он входит важной составляющей частью и в состав Последования по исходе души от тела. Вот что пишет об этом псалме греческий богослов, профессор Николай Василиадис («Таинство смерти»): «Этот исполненный покаяния псалом, центральная идея которого: “Если Бог за нас, кто против нас? ” (Рим. 8:31), - отличается возвышенностью мыслей и горячей верой, полностью отвечая целям Последования. Содержание псалма диалектично. В первых стихах (1–13) запечатлены слова души, которая, разлучившись с телом и направляясь к Небесным Обителям, подвергается суровой проверке и жестоким нападениям со стороны злых духов. Последние с неимоверным злорадством припоминают душе ее прегрешения, пытаясь силой удержать ее. Но душа, укрепляясь надеждой на Всевышнего, прибегает к Его помощи. Она верит, что Он спасет ее от хитрых сетей «охотников» и их коварства, что Господь укроет ее под сенью Своей истины от их наветов и обвинений, оградит ее от диавола и пошлет ей в этот решающий час Своих светлых Ангелов, дабы охранить ее от всех опасностей.

И всему этому следует подтверждение от Бога (стихи 14–16) в том, что Он защитит и спасет верного раба Своего, примет горячую его молитву, что в этот страшный час избавит и прославит его и “долготою дней” насытит его, чтобы жить ему рядом с Богом вечно.

Этот боговдохновенный псалом, который почитается “злоотгонительным”, звучит как приветствие христианской душе, которая, прожив благочестиво и теперь разлучаясь с телом, возлагает все надежды свои на человеколюбивого и милосердного Небесного Царя».

Вот толкование на 90й псалом приведенных святителем Афанасием Великим

ТОЛКОВАНИЕ 90 ПСАЛМА

Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей.

В псалме восемьдесят девятом изобразив обращение народа иудейского, как и естественно следовало, вводить в настоящем псалме лице тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т. е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: «страхом нощным, стрелою летящею во дни» (Пс.90:5), «вещию во тме преходящею», «срящим и бесом полуденным» (Пс.90:6), «тысящами и тмами» (Пс.90:7), «аспидом и василиском», «львом и змием» (Пс.90:13). И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.

Пс.90:1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небесного водворится.

Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного? Кто пребывает в сей помощи, тот всегда будет покрываем и охраняем.

Пс.90:2. Речет Господеви: заступник мой еси.

Кто же речет это Господу, кроме человека, который на Него возложил упование и на Нем утверждается в деле своего спасения?

Пс.90:3. Яко Той избавит тя от сети.

Предуведомляет, что этим означаются сопротивные силы.

Пс.90:4. Плещма Своими осенит тя.

Поскольку человек Божий сказал, что сам Бог избавит его от сети ловчи и от словесе мятежна, то Дух пророческий, ободряя и умащая его к духовному мужеству, ответствует: плещма Своима осенит тя. Яснее сказать: укроет тебя под сенью крыл Своих, защитить тебя оружием; после чего ни одна сопротивная сила не сделает тебе вреда.

Пс.90:5. От стрелы летящия во дни.

Стрелою наименовал теперь какую-то нечистую силу.

Пс.90:6. От сряща и беса полуденного.

Бесом полуденным называет духа лености (ἀκηδίας).

Пс.90:7. Падет от страны твоея тысяща.

Словом «страна» означает собственно левую сторону, и справедливо; потому что с этой стороны, как говорит, злоумышляют тысячи, а с правой – десятки тысяч. Ибо, что право в делах наших, что крепко и чудно в добродетелях, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил.

Пс.90:8. Обáче очима твоима смотриши.

Не потерпишь, говорить, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих.

Пс.90:9. Вышняго положил еси прибежище твое.

Дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога.

Пс.90:10. Не приидет к тебе зло и рана не приближится селению твоему.

Потому что порочное свойство приходить извне, а добродетельные качества имеют основание внутри нас. «Сотвори Бог человека праваго», а он, взыскав помыслов лукавых, извне привлек в себя злобу (Еккл.7:30). Повелевает благодушествовать, потому что не случится с ними ничего неприятного, как скоро уверятся, что к верующим в Бога помощником посылается Ангел.

Пс.90:11. Яко Ангелом Своим заповест о тебе сохранити тя во всех путех твоих.

Это сказал и во псалме тридцать третьем: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» (Пс.33:8). Но послушаем, что говорит и патриарх Иаков : «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» (Быт.48:16). И великий Авраам в ободрение рабу своему говорить: Бог «пóслет Ангела Своего пред тобою, и пóймеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт.24:7). Поэтому, отовсюду познаем, что Бог всяческих чрез Ангелов охраняет возложивших на Него упование. Кто ни в чем не претыкается, тот охраняется во всех путях своих.

Пс.90:12. Да не когда преткнеши о камень ногу твою.

Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех.

Пс.90:13. На аспида и василиска настýпиши.

Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их.

Пс.90:14. Яко на Мя упова, и избавлю и покрыю и, яко позна имя Мое.

Вводит лице самого Бога, Который в награду веры обещает спасение. Это наконец изрек Бог всяческих, научая, каков плод упования. Избавлю его, говорит Бог, от всех видимых и невидимых злоумышлений, оградив упованием на Меня; для этого буду сохранять его, услышу призывающего, и прииму прошение. Не только от злоумышляющих избавлю рабов Моих, но и дарую им нескончаемую жизнь, сподоблю их спасения Моего. А спасение наше – Иисус Христос, Который вводит нас в новый подвиг и уготовляет к воцарению с Ним.

Пс.90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его.

Воззвав же ко Мне велегласием души, обретет Меня внемлющим ему и соизволяющим на прошение его; потому что Я всегда с ним, хотя бы он был и в напасти.

Пс.90:16. Долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним.

Псалом 90 является сильной православной молитвой, текст которой помогает в тяжёлых жизненных ситуациях. Это может быть как ситуация, связанная с опасностью и риском, так и тяжёлое стрессовое состояние вследствие психологических и эмоциональных потрясений.

Обратите внимание! Чтобы ваша молитва была услышана Богом и получила желаемый отклик, необходимо подходить к делу благоговейно, и повторять псалом не менее 40-ка раз. Будьте чисты душой и намерениями и крепки в вере, и Бог поможет вам справиться с трудностями.

Молитва, проходя через века, претерпела изменения в тексте из-за различных трактовок, переводов и изменения языка. Не смотря на эти изменения, в смысл псалма изменения не вносились, и каждая строчка по-прежнему имеет большую силу и помогает.

“ПСАЛОМ 90”: ТЕКСТ МОЛИТВЫ

“Псалом 90” читать рекомендуется на церковнославянском языке, хотя имеются и переводы молитвы на современный русский. Причина кроется в том, что при переводе нельзя с абсолютной точностью передать глубокий смысл и содержание молитвенного текста, его ключевую идею.

На церковнославянском языке “Псалом 90” звучит следующим образом:

В синодальном переводе на современный русский язык текст молитвы “Псалом 90” следующий:

ИЗ ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОЛИТВЫ “ПСАЛОМ 90”

“Псалом 90” берет свое начало из библейской книги “Ветхий Завет: Псалтырь” – там он идет под номером 90 (отсюда и название). Однако в масоретской нумерации ему присвоен номер 91. В христианской религии эта молитва также известна по первым словам: на латинском языке – “Qui habitat”, на старославянском (церковнославянском) – “Живый в помощи”.

Касательно происхождения “Псалма 90”, исследователи придерживаются мнения, что авторство его принадлежит пророку Давиду. Он написал его в честь избавления от трехдневной моровой язвы. Данную молитву также называют “Хвалебной песнью Давида” – под этим именем она идет в греческой Псалтыри.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ МОЛИТВЫ “ПСАЛОМ 90”

“Псалом 90” – это одна из сильнейших молитв. Текст псалма пронизан мыслью о том, что Господь является защитником и надежным прибежищем всех тех, кто в него верует. Он убеждает нас в том, что человек, который всем сердцем, искренне верит в Бога, может не страшиться любой опасности. “Псалом 90” передает идею о том, что вера во Всевышнего обладает непреодолимой силой. В молитве можно найти и элементы пророчества – она указывает на пришествие Спасителя, который и приходится самым главным защитником любому верующему человеку.
“Хвалебную Песнь Давида” отличает выразительный поэтический язык. Он обладает своей четкой структурой. Условно поделить его можно на три части:


ТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВЫ “ПСАЛОМ 90”

К сожалению, не всем понятен “Псалом 90” без полного толкования. Если проанализировать каждый стих молитвы, получается следующее:


tayniymir.com

90 псалом. Живый в помощи Вышняго

90-й псалом не имеет какого-либо отдельного заголовка, но в переводе Септуагинта (III-II вв. до н.э. — сборник переводов священных текстов на греческий язык) имеет надписание – «Хвалебная песнь Давида».

Этот текст исстари наделяется защитными, охранительными качествами и используется как молитва в опасных ситуациях. Более того, текст 90-го псалма часто размещается на обиходных предметах для придания им свойств защитного талисмана.

Официально церковь подобного не приветствует, однако в монастырях и небольших кустарных мастерских изготавливаются такие предметы, как пояса, браслеты, ладанки и т.п., содержащие текст именно этого псалма: выдавленный на поверхности предмета; написанный на крохотном кусочке бумаги, вклеенный в шов или зашитый внутрь предмета.

Пример — пояс (ремень), изготовленный в Даниловском ставропигиальном (т.е. подчиняющимся напрямую Московской Патриархии) мужском монастыре. Оптовый отдел: г. Москва, улица Люсиновская, дом 70 в здании Торгового Дома «Даниловский», 5 этаж, офис 8.

Есть, однако, сильные сомнения, что ремни и фурнитуру делают прям-таки в монастыре, режут кожи, льют из латуни и полируют пряжки и монограмму Христа… Скорее всего, все это просто привозят из Турции. Ну, это не наше с вами дело. Просто примем как факт — есть в продаже «официальные церковные» ремни с вшитым 90-м псалмом. Делают их якобы прямо в центре Москвы и продают оптом.

Когда читается

В Православии 90-й псалом читается за богослужением 6-го часа (по часослову соответствует полудню), а также на панихиде и отпевании.

Одним из наиболее известных толкователей текста 90-го псалма является Афанасий Великий (ок. 298-373 гг. н.э.). В своём толковании он пишет про данный псалом, что в нём вводятся лица:

«тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т.е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: страхом нощным, стрелою летящею во дни, вещию во тме преходящею, срящим и бесом полуденным, тысящами и тмами, аспидом и василиском, львом и змием. И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.»

Несмотря на наличие немалого количества толкований, давайте тоже попробуем вникнуть в смысл этого текста, попутно сравнив древний церковнославянский вариант с современным, взятым, кстати говоря, с сайта патриархии. Здесь, конечно, присутствует элемент наглости. Ну, так мы осторожненько, тихонечко…

Текст псалма 90

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, 1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» 2 речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, 3 Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна:
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. 4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, 5 Не убоишися от страха нощнаго, и от стрелы летящия во дни,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. 6 от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: 7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. 8 обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; 9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; 10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему:
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: 11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; 12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою:
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. 13 на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. 14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, 15 Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его:
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». 16 долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое»

Толкование

Сравниваем первые строфы. Очевидно, что осовременный вариант в целом передает общий смысл строфы. Однако, в современном варианте отсутствует важное ключевое слово – «помощи». Кроме того, в старом варианте используется более целостное слово «Вышний», а не «Всевышний» (превосходная степень), что тоже представляется немаловажным.

  • Вторая строфа в современном варианте выглядит очень похоже на старинный вариант, но вот звучит совсем иначе. Пропадает некая мелодика. Прочитайте оба варианта, и сразу поймете, в чем дело.
  • Третья строфа в современном варианте почти полностью искажена. «Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна». Подразумевается защита от обмана в широком смысле, включая словесное коварство, откровенную ложь и ментальное нападение.
  • В современный вариант зачем-то добавили «гибельную язву», о которой в церковнославянском старинном варианте речь вообще не идет, причем ни в одной строфе.
  • Защита от обмана в широком смысле в новом варианте сведена к «сети ловца», т.е. здесь усматривается попытка совершенно неуместного конкретизирования.

В четвертой строфе старинного варианта речь идет о том, что Вышний закроет читающего своими плечами (плещмя) и возьмет его под крыло свое. Не буквально, разумеется. Речь идет о защите, но в несколько иносказательном смысле. В современном варианте появляются какие-то непонятные «перья». Видимо, логика переводчика со «старинного на современный» была предельно проста – раз есть крылья, то почему бы не быть и перьям?

Значение фразы

«Оружием обыдет тя истина Его» — смысл в том, что сила Вышнего проявит себя в качестве реального оружия для защиты читающего. По некоторым данным в иудейском варианте псалма называется и конкретное оружие – меч и кольчуга (латы). Меч — оружие активной защиты. А вот щит, указанный в современном варианте, это, согласитесь, совсем не то же самое, что меч. Непонятно, зачем было вообще упоминать щит, если о нем речь вообще не идет ни в церковнославянском варианте, ни (судя по всему) в иудейском.

Пятая строфа – «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни». Страха ночного – скорее всего, имеется в виду именно нападение, а не просто страх или «ужасы в ночи», как в современном варианте. Если рассматривать строфу целиком, то получается, что читающему псалом обещана защита от нападения тайного и явного. Представляется, что «стрелы летящия во дни» — совсем не то же самое, что «стрелы, летящей днем». Стрела может лететь именно во дни, в какие-то дни, возможно, находящиеся в будущем.

В этой связи показался интересным блог Антона Григорьева, где читаем:

«Листая старинный астрологический лексикон вдруг наткнулся на статью, озаглавленную Daemon Meridianus сиречь Бес полуденный. Тот самый, знаменитый из 90-го псалма… Оказалось, что так за зловредность называли созвездие Стрелы и его яркую звезду (то есть гамму Стрелы)…

Она показывает убийства и гибель людей. Согласно Птолемею звезды Стрелы имеют природу Марса и Венеры. Текущая эклиптическая долгота самой яркой звезды этого созвездия — гаммы Стрелы — 7°12′ Водолея.»

Что могут обозначать

Представляется, что отрывок «стрелы летящия во дни» может означать в том числе неудачное стечение обстоятельств, опасность для жизни.

  1. Шестая строфа самая загадочная, а ее современный вариант совершенно не соответствует смысловому значению церковнослявянского текста.
  2. В современный вариант опять влезла какая-то язва, хотя сказано: «от вещи во тьме преходящия». Можно предположить, что имеются в виду некие опасные, «темные» предметы.
  3. Может быть, подклады? «Сряща» — это неприятная встреча, внезапная беда, несчастье, нападение, удар. Слово может также иметь отношение к предсказательному колдовству.

«Внимают же гласы кокошемъ и враномъ, и инымъ пьтицамъ и лисицамъ, и сряща глаголюща овы злы, овы добры.» [Поучения против язычников XVI в.]

Т.е. язычники имели обыкновение гадать о будущем, анализируя появление (встречу, срящу) с той или иной птицей или зверем.

Что такое бес полуденный? Афанасий Великий считает его бесом лености. Другой же автор IV в., Евгарий Понтийский пишет:

«Бес уныния, который также называется «полуденным» (Пс.90:6), есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа.»

Метафоры

Наверное, было бы сильным упрощением полагать, что бес полуденный – это всего-навсего лень или уныние. Сомнительно, что все это настолько серьезно, что заслуживает упоминания в псалме. Скорее всего, под бесом полуденным (вспомнив о созвездии Стрелы) следует понимать несчастливую долю (судьбу), навязанную негативной бесовской сущностью. Т.е. – нападение с целью внесения разрушительных последствий в жизнь и судьбу.

  • Седьмая строфа содержит некие цифровые перечисления, что очень характерно для правил составления заговоров. «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится» — т.е. с одной стороны (страны левой) падет тысяча, а с правой десять тысяч.
  • «Одесную» означает – справа, по правую руку. В современном варианте сочли уместным заменить слово «тьма» на «десять тысяч», но почему-то оставили «одесную». Логики совершенно не прослеживается. В древности тысяча и тьма – это были большие числа.
  • Считать что-то, превышающее понятие тьма – не имело смысла. Т.е. смысл строфы – запрещение (что опять же характерно для заговорных правил) приближаться к читающему псалом любых неприятелей в любых количествах и с любой стороны.

Восьмая строфа содержит закрепление – «обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши». Обаче – это «впрочем» или «однако». В современной трактовке заменено на «только». Т.е. после запрещения седьмой строфы оно закрепляется в восьмой утверждением, что самому читающему более ничего делать не надо.

Как можно растолковать

Девятая строфа представляется интересной, поскольку в ней Господь и Вышний усматриваются не едиными: «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое». Как это можно трактовать, сложно представить.

  • При этом надо помнить о том, что псалом был записан до Нового Завета, таким образом, под словом Господь — Христос не подразумевается.
  • В церковнославянском варианте обращение идет от читающего — к Господу, а в современном варианте непонятно, кто к кому обращается: «Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»». И это представляется довольно принципиальным искажением.
  • В десятой строфе опять особое запрещение для зла и ранения: «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Строфа понятна и совершенно не нуждается в адаптации. Тем не менее, и эту строфу подгоняют под современный лад, включив в нее опять некую пресловутую язву и заменив зачем-то «телеси» (организм, тело) на жилище. При этом запрещение ранения (а в более широком смысле – несчастного случая, увечья) выпадает из текста полностью.

Обещание помощи ангела

Одиннадцатая строфа содержит закрепление, а также обещание помощи Ангелов: «яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». И она тоже совершенно понятна современному человеку.


Кто такой аспид

Тринадцатая строфа перечисляет конкретных сущностей, которые не смогут принести вреда читающему: «на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». Аспид – это рогатая ядовитая змея. Василиск довольно подробно описан в средневековой литературе, это чудовище с телом жабы, головой петуха и хвостом змеи.

  1. Лев и змей являются, скорее всего, аллегориями недоброй силы и темного коварства. Т.е. получается, что аспид и василиск – явная нечисть, а лев и змей – нечисть неявная.
  2. Все вместе – перечисление темных сил, иносказательное описание демонов. В современном варианте змея зачем-то заменили на дракона и этим совершенно нарушили аллегоричность строфы.
  3. В следующих стрех строфах – прямая речь Господа, обещающего защиту («покрыю его») не вообще, а в случае обращения: «Воззовет ко Мне, и услышу его».

Современная правка не представляется необходимой, поскольку смысл древнего текста вполне понятен.
Так что же это за текст – псалом 90? Это молитва, которая действительно является защитной и действительно помогает. Но только при чтении ее на старославянском языке. Псалом действительно используется в качестве защитного текста в талисманах, особых предметах и ладанках. И это, разумеется, правильно, поскольку является очевидным, доступным и действенным.

Если эту статью показать узколобому православному священнику, то его, пожалуй, хватит кондрашка. Просто от наглости попыток трактования.

Нужно ли переводить

Осталось еще кое-что, что хотелось бы пояснить. Нет никакой необходимости «переводить» тексты с древнеславянского на современный. Посмотрите на текст этого псалма, написанный на древнеславянском. Поначалу вы будете несколько озадачены. Теперь отключите голову и включите вашу родовую память, и вы поймете, что вы можете свободно читать на древнеславянском! Молитва и любой текст оказываются понятны и читаемы. Настройтесь и читайте:

Прочитали? Поняли? И что в приведенном древнеславянском тексте непонятного? Но есть разница. Текст даже на старославянском отличается от распространяемых в интернет. Здесь есть тонкости. Внимательным на заметку.

Как читать псалом 90 на церковнославянском

  • После размещения статьи на сайте некоторые внимательные посетители все-таки заметили, что растиражированный в интернет текст «Живый в помощи Вышняго» (в котором старое, древнеславянское звучание передается современными буквами) — тоже искажен!
  • Отличия в звучании небольшие, но они есть. А мы уже говорили о том, что молитва или заговор — это не просто текст, а звуковой код. Стало быть и читаться он должен именно так, как читался столетиями.
  • По многочисленным просьбам посетителей сайта приводим правильный текст псалма. Читать нужно именно так. Ударения выделены красным цветом, а отличия от растиражированного в интернет варианта подчеркнуты:

Правильный текст

Живы й в по мощи Вы шняго, в кро ве Бо га небе снаго водвори тся.
Рече т Го сподеви: Засту пник мой еси , и прибе жище мое , Бог мой и упова ю Нань .
Я ко той изба вит тя от се ти ло вчи, и от словесе мяте жна.
Плещьма Свои ма осе нит тя, и под крыле Его наде ешися.
Ору жие обы дет тя и стина Его , не убои шися от страха нощна го, и от стрелы летя щия во дни.
От ве щи во тме преходя щия, от сря ща и бе са полу деннаго.
Паде т от страны твоея ты сяща, и тма одесну ю тебе , к тебе же не прибли жится.
Оба че очи ма свои ма смо триши, и воздая ние гре шником у зриши.
Я ко Ты Го споди, упова ние мое ; Вы шняго положи л еси прибе жище твое .
Не прии дет к тебе зло, и ра на не прибли жится телеси твоему .
Я ко а нгелом Свои м запове сть о тебе , сохрани ти тя во всех путе х твои х.
На рука х возму т тя, да некогда пре ткнеши о ка мень ноги твоея .
На а спида и васили ска насту пиши, и попере ши льва и зми я.
Я ко на Мя упова , и изба влю и , покры ю и , я ко позна и мя мое .
Воззове т ко Мне, и услы шу и , с ним есмь в ско рби, изму и , и просла влю его .
Долготу дний испо лню и , и явлю ему спасе ние Мое .

Примечания

В примечаниях указано, какая именно замена обычно встречается в растиражированных в интернет текстах:


Как самостоятельно сделать оберег с текстом псалма 90

Такой вопрос задали на сайте: «Будет ли иметь защитную силу псалом, если мне написать его на бумаге или поясе для своих детей?»

  • Да, будет. И наверняка даже бОльшую, чем сделанный неизвестно кем (китайцами или турками) и неизвестно как освященный.
  • Вы ведь наверняка вложите в написание этого текста всю свою душу. Что там вкладывают при производстве таких изделий сотнями — неизвестно.
  • Если Даниловскому ставропигиальному монастырю не запрещают продавать ремни с псалмом, да еще оптом, то какие могут найтись аргументы запретить сделать самому защитный талисман для ребенка или мужа?
  • Распечатайте с этой страницы иллюстрации с текстом псалма на церковнославянском.
  • Найдите небольшой лист хорошей, лучше даже необычной бумаги.
  • Разметьте карандашом, тонкими линиями будущий текст.
  • Когда все будет готово, дождитесь момента, когда можно начать работу вдумчиво, без спешки. Никто не должен прервать написание псалма, поэтому делать это лучше ночью, когда все спят.
  • Будет красиво, если текст написать тонкой черной шариковой или гелевой ручкой. Хорошо бы, конечно, тушью, но для такого письма необходима определенная сноровка. Каждую буквицу вырисовывайте аккуратно и тщательно, думая при этом, что именно и для кого вы делаете — защитный талисман.
  • Когда работа закончена, дайте тексту просохнуть, потом обрежьте лишнюю бумагу, чтобы сделать псалом компактнее. Обрезанные куски не выбрасывайте, а сожгите.
  • Теперь готовый текст можно свернуть и: вшить в ремень, положить в мешочек-ладанку, подкладку одежды и т.д. Чтобы текст не промок, его можно поместить в небольшой заплавленный со всех сторон плотный полиэтиленовый пакетик.

P.S. Делать такой талисман лучше на растущней Луне до наступления Полнолуния.

О чтении слов, где подразумевается «ё»

В раздел вопросов пришёл пост, который представляется не только интересным, но и — важным.

Ольга, Москва (18.06.2017 20:38:39)

Здравствуйте, уважаемые целители! После прочтения Вашей статьи о 90-м псалме остался один вопрос: какой звук «Е» или «Ё» нужно произносить в словах «мое», «твое», «воззовет», «падет»?

***
В.Ю.: Церковнославянский язык (а именно на нем ведется служба в православной традиции) является неким древним «эсперанто». Т.е. языком как бы «искусственным», сочетающим в себе лексику сразу нескольких славянских стран и регионов: Болгария, Сербия, Черногория, Польша, Беларусь, Украина, Россия.

  • Разумеется, существуют отличия между языками гражданскими (в каждой стране) и языком церковнослявянским.
  • При этом различия эти с годами углубляются, поскольку разговорные языки развиваются — впитывают в себя неологизмы, извергают архаизмы…
  • Церковнославянский язык, продолжая устаревать, не изменяется. Так же, как латынь, например.

В церковнославянском языке звука (и буквы) «ё» никогда не было. Поэтому все слова, где вроде как напрашивается «ё» — читать следует только как «е». Т.е. — не «воззовЁт», а «воззовЕт».

lvovich.ru

Когда следует читать псалом 90?

Эту молитву необходимо произносить человеку, соприкоснувшемуся с соблазнами духа, такими как желание обогатиться за счет других. Или при возникновении вожделения к женам или мужьям других людей. А также в момент, когда человека атакуют дьявольские сущности, желающие столкнуть христианина с праведного пути. Тогда на помощь приходит псалом 90, и его нужно произносить до тех пор, пока не исчезнут греховные помыслы.

Главное в чтении молитвы состоит в том, чтобы почувствовать свою связь с Господом, его защиту и заступничество. Все это дает псалом 90.

Для чего читают его сорок раз?

Для того, чтобы устранить растерянность и беспорядок в мыслях и успокоить душу. Пока человек читает стих, внимательно следит за содержанием – сомнения пропадают, и возрождается его вера в Господа.

Как читать молитву:


Псалом 90 как оберег:

Псалом 90 – очень сильный оберег. Эту функцию он выполняет не только во время произнесения стихов, но и в письменном виде. Вы можете написать его на листке бумаги или на обрывке ткани и положить этот текст в свою одежду. Он будет защищать вас от злых людей, врагов и просто от проявлений недружелюбия; навсегда защитит от всех негативных моментов, которых в жизни предостаточно.

Когда читают молитву:

В западных христианских храмах применяют эту молитву во время вечернего богослужения. Восточная христианская церковь использует псалом 90 как часть богослужения 6-го часа, а также при отпевании усопших.

В православных храмах псалом 26, 50, 90 читать принято на церковнославянском языке. Причина заключается в том, что считается невозможным выразить смысл и ключевую идею этих молитв, если перевести их на другой язык. Но все же допустимо псалом 90 читать на русском языке. Главное при этом искренне взывать к Господу.

Идея молитвы:

Псалом 90 содержит в себе идею о том, что непреодолимая сила присутствует в вере во Всевышнего. В молитве находится элемент пророчества, это можно обнаружить в указании на пришествие Спасителя в заключительном 16-м стихе 90 псалма. Текст читать и заучивать лучше всего на церковнославянском языке. Чтобы глубоко проникнуть в смысл молитвы, необходимо познакомиться с кратким изложением толкования каждого стиха.

Толкование молитвы:

Основное её содержание выглядит следующим образом:

  • Господь дал людям закон божественных заповедей, человек, исполняющий их, всегда будет под покровом Божиим.
  • Верующий человек обращается к Господу со словами о том, что только он его надежда и защита, только на него он уповает.
  • Господь избавит человека от нападения на его физическое тело его или от совершения греха в страсти, а также от дурного слова – от оклеветания, производящего смятение в душе его.
  • Господь, несомненно, защитит человека с той же любовью, с которой наседка скрывает крыльями своих птенцов. Потому что Истина Его - щит и орудие для сохранения верующего, который эту истину признает.

«Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей во дни».

Человек, получающий Божию помощь, не будет боятся разбойников, которые могут нападать ночью, воров, бандитов. Не убоится вещи, которая придет во тьме, т. е. блуда, прелюбодеяния. А также не убоится беса полуденного, т. е. лени и беспечности, которые разлагают людей соблазнами плотских страстей.

Тысяча слева –это соблазнение ко грехам, десять тысяч справа – это противодействие богоугодным делам человека. Но человеку, имеющему глубокую веру в Господа, они не повредят.

Бог поможет тебе увидеть, как будут наказаны твои враги.

Человек полностью всем своим разумением и сердцем положился на Бога, потому так сильна защита Господа.

  1. Так как сделал человек Бога прибежищем своим, то и не испытает он никаких бедствий, дом не будет разрушен, и тело не пострадает от болезни.
  2. «Яко Ангелом Своим за повесть о тебе, сохранить тебя во всех путях твоих». Ангелы Божии охраняют человека на всех его путях.
  3. Руки ангелов сохранят твою душу во времена искушений и бед.
  4. Аспид и василиск – клевета и зависть, лев и змий – жестокость и бесчеловечность, от них защитит Господь верующего праведника.
  5. Познает Имя Божие не тот человек, который признает существование Бога, а только тот, который исполняет заповеди его и волю его, только он достоин помощи Бога.

Человек, доверивший себя Господу, обратится к нему в опасности, и Он услышит его и защитит, и прославит в вечной жизни за Веру его.

В этом стихе говорится о том, что уповающему на Бога, Он дарует ему жизнь вечную, Спасение – это Иисус Христос.

Псалом 90 – лучшая защита:

Псалом 90, созданный задолго до Рождества Христова, является одной из востребованных молитв. У множества православных верующих найдется история, которая связана с удивительным избавлением от какой-либо опасности или беды с помощью молитвы «Живый в помощи».

Оберегающая сила этой молитвы не имеет никакого отношения к суевериям. Молитву надо знать наизусть, желательно читать ее перед выходом из дома и перед тем, как отправиться в дальнее путешествие.

Примеры могущества

Наглядные примеры могущества 90 псалма Известны удивительные истории из жизни о том, как эта молитва оберегает человека. Во времена Первой мировой войны воевал британский полк под командованием полковника Уиттелси. В течение четырех лет, пока продолжалась война, в этом полку не погибло ни одного солдата. Случилось это потому, что все военные, заучив наизусть текст, регулярно повторяли слова 90-го псалма, у них он имел название «О защите».

  • Ещё случай более позднего времени, который рассказал советский офицер-афганец. Во время призыва в армию мать попросила его взять маленькую иконку, на которой была молитва псалма 90 и сказала, что, если будет тяжело, пусть прочитает три раза.
  • Его направили в Афганистан, там он был командиром разведроты. Обычные походы в тыл к душманам, засады на караваны с оружием, но однажды попали в засаду сами. Их окружили со всех сторон.
  • Погибали бойцы, боеприпасов почти не осталось. Он видел, что им не выжить. Тогда он вспомнил о словах матери, маленькая иконка всегда лежала в нагрудном кармане.

Достал ее, стал читать молитву. И тут произошло чудо: он вдруг ощутил, что стало очень тихо, как будто его укрыло невидимым то ли покрывалом, то ли колпаком. Он сумел собрать оставшихся в живых, и они пошли на прорыв и вышли из окружения, не потеряв никого. После этого он поверил в Бога и силу молитвы, читал ее перед каждой вылазкой в тыл врага, до конца войны воевал, домой вернулся без единой царапины.

Такова чудодейственная сила молитвы «Живый в помощи» (псалом 90).

Для чего читают эту удивительную молитву?

Даже неверующие люди смогут ощутить на себе все ее могущество и покровительство.

Дело в том, что это число магическое. Ровно 40 дней поста повторял строки этой молитвы сам Иисус. Поэтому такое количество повторений, несомненно, поможет человеку.

Как и где читать

Для прочтения необходим особый настрой, позволяющий молитвенному слову достичь каждого уголка человеческого сознания.

Важно, чтобы молитва исходила из глубины души. Богу не угодна пустая речь. Ему нужна крепкая вера, стремление к лучшему.

Икона Иисуса Христа

  1. Перед началом псалмочтения необходимо покаяться во грехах. Это есть Таинство исповеди, совершающееся в православном храме.
  2. Если же нет возможности исповедоваться (по немощи или прочим уважительным причинам), то нужно вспомнить свои грехи, раскаяться, попросить у Христа прощения за совершенные греховные деяния.
  3. Желательно испросить благословения на прочтение Псалма у священника местного храма.
  4. Обычно клирики благословляют прихожан на 40-дневный молитвенный труд. На первых порах допускается чтение Псалма по молитвослову, но его необходимо выучить наизусть.

Произносить молитву нужно в храме перед Ликом Христа или дома перед иконостасом. Молитвенник обязательно должен быть крещен в православии, носить на теле крест - основной символ православной веры.

Важно! Главную охранительную молитву часто читают для освобождения сознания от дурных, греховных помыслов. Поэтому, если человек чувствует, что готов нарушить одну из Заповедей Бога, то необходимо срочно читать Живый в помощи Вышняго.

Это одна из причин, почему текст нужно знать наизусть, ведь в любую минуту может потребоваться поддержка с Небес.

Правила молитвенной песни

Любая молитва - это откровенный диалог с Богом. Она помогает тем, кто с верой, истинным покаянием обращается ко Всевышнему, просит у Него защиты, успокоения души, содействия в любых трудностях.

Внимание! Псалом 90 Живый в помощи Вышняго нельзя читать периодически, «для галочки», иначе «по вере вашей да будет вам».

Прочитывая его каждый день, желательно с утра или перед началом любого дела, человеку открывается великий смысл слов Псалма, Божественная истина. Молитвенник осознает, что он в мире не один, с ним рядом всегда находится Отец Небесный, Великий Утешитель и Заступник, а все испытания - это Его великий промысел и бесценный урок для души.

Иисус Христос – Господь Вседержитель

Обращение ко Господу наречием Псалма 90:

  • способно защитить от любых бед и даже спасти от смерти;
  • излечить от тяжелых недугов;
  • оградить от колдовского влияния;
  • перед молящимся откроются все преграды на пути к заветной цели, ему будет во всем сопутствовать успех, решатся все спорные вопросы.

К тому же в тексте молитвы есть пророчество - пришествие Спасителя - главного Защитника православного христианина - верующего во Христа человека.

Современный мир - это обратная сторона духовной реальности, поэтому человек не всегда понимает причины происходящих неприятностей. Не смотря на это, Господь незримо присутствует среди людей. Он посылает свою благодать через ангелов, архангелов, святых Угодников, простых людей.

Значение молитвы

Во многих сложных и тяжелых ситуациях помогает Псалом, спасает от бед и несчастий, утешает в горе, наставляет на путь истинный, укрепляет дух, вселяет веру в лучшее.

  • При искреннем молении Всевышний Бог слышит каждого молитвенника и, как любящий Отец, посылает своим чадам помощь.
  • Это награда, которая обычно тем больше, чем более человек ее заслужил пред Ним. Но Бог не следует принципу «ты мне - я тебе».
  • Часто случается, что Он помогает великим грешникам, имеющим сильную веру и упование на Божественное благодеяние для того, чтобы грешный раб Божий все более укреплялся в вере.
Иисус Христос Великий Архиерей

В то же время люди, верующие во Христа и живущие по Его Заповедям, не всегда получают благодетельство с Небес. Господь иногда попускает нападки диавольских сил для вразумления христиан, для укрепления их духа, дает понять, что совершенных грехов можно было избежать.

Когда человек это понимает, его жизненный путь становится ровным и спокойным. Во всем присутствует Промысел Божий, все испытания даются людям по их силам и во благо! Но заранее Божий Промысел никому не известен, людям не дано его познать раньше положенного времени, да и ни к чему это.

Господь - Человеколюбец, с верой в Его помощь можно не бояться опасности, ведь Сила Господня велика!