Фундамент        26.02.2024   

Дом центросоюза. Что грозит дому ле корбюзье Дом корбюзье на мясницкой

Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) — один из первых в Европе больших офисных комплексов с витражным остеклением. Построен он был в 1928-1936 годах по проекту французского архитектора Ле Корбюзье, по итогам международного открытого конкурса, специально для Центрсоюза. Это пример европейского модернизма конца 20-х годов XX века.

Дом Центрсоюза — монументальное сооружение, с крупными формами, лаконичными геометрическими объемами. Обширные поверхности стекла на фасадах контрастируют с глухими стенами. Если в главном фасаде здания преобладают плоские поверхности, то фасад, выходящий на проспект Академика Сахарова, решён совсем иначе: в нём эффектно сопоставлены массивные объёмы пластичных скруглённых форм. Открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа, горизонтальные крыши — все это особенности творческого подхода Ле Корбюзье, которые он указал в «Пяти отправных точках современной архитектуры» — своде правил, формирующих его концепцию архитектуры нового времени.

Новаторским был не только внешний облик здания, но и материалы, конструктивные решения. Например, в офисных помещениях были применены железобетонные этажерки-каркасы, которые давали возможность свободно планировать этажи.

Здание рассчитано на 3500 рабочих мест, включает большой конференц-зал, клубные помещения, читальный зал, ресторан и многое другое. Сегодня Дом Центрсоюза занимает Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

На первом этаже расположен просторный входной вестибюль, с открытыми лестницами и пандусами (наклонными пешеходными рампами) для связи между этажами.

Один из немногих сохранившихся лифтов-патерностеров (в настоящее время представляет собой музейный экспонат). Это лифт, который никогда не останавливается и не имеет дверей. Кабинки непрерывно поднимаются верх в одной шахте лифта, а потом опускаются вниз в соседней.

Всего 16 фото

Здание Центросоюза (Наркомлегпрома) — офисное здание, возведённое в 1928—1936 годах в центре Москвы по проекту Ле Корбюзье, при участии П. Жаннере и Н. Я. Колли Представляет собой комплекс корпусов, обращённый одновременно на две параллельные улицы — Мясницкую и проспект Академика Сахарова. Здание относится к числу наиболее интересных архитектурных раритетов не только Москвы, но и мира, представляя собой созданный знаменитым архитектором образец европейского модернизма конца 20-х годов XX века. Эта постройка, реализованная знаменитым швейцарцем в СССР, стала его первым крупным проектом, воплощенным в довоенное время.


02 Вид с проспекта Сахарова


В здании первоначально помещался Центросоюз (для которого и проводился конкурс), затем Наркомлегпром СССР, Министерство текстильной промышленности СССР, с 1959 года — ЦСУ СССР. В настоящее время здесь располагается Федеральная служба государственной статистики — Росстат.

03


Дом Центросоюза — один из первых в Европе больших офисных комплексов с витражным остеклением. Построен в результате международного открытого конкурса 1928 года, в котором участвовали в основном русские архитекторы: братья Александр и Виктор Веснины, Б. М. Великовский, С. Е. Чернышёв, И. И. Леонидов, А. Д. Крячков и другие. Кроме того, были приглашены и иностранные архитекторы.. Конкурс проходил в три этапа и в первом из них одержал победу Б. М. Великовский. В это же время, осенью 1928 года, Ле Корбюзье приехал в Москву. Возможно, и личное присутствие, и важность самого визита, на чем настаивали прогрессивно настроенные советские архитекторы, сыграли свою роль — в конце концов, первую премию и право постройки получил именно он.

04

Дом Центросоюза — очень большое по тем временам сооружение. Первое, что бросается в глаза при подходе к нему — это гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа (под зданием можно свободно пройти), горизонтальные крыши, красновато-коричневая облицовка стен из розового артикского туфа.

05

Дом Центросоюза весьма сходен со зданием Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро (арх-ры Л. Коста, О. Нимейер, при участии Ле Корбюзье 1936), где также присутствуют открытые колонны в основании здания, большие площади витражного остекления, разделение объёмов по их функции.

06 Рио-де-Жанейро

Близкий аналог Центросоюзу и «Швейцарский павильон» в Париже (арх. Ле Корбюзье, 1931), в котором основной блок также покоится на колоннах, а сплошное остекление фасада «вставлено» в раму из камня.

07 Париж

Можно добавить к этому и здание Секретариата ООН, соавтором которого тоже является Ле Корбюзье (1947). Секретариат ООН — это не что иное, как поставленный вертикально офисный блок Центросоюза.

08 ООН

09

По предложенным идеям проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время. Причем, новаторским не только для России, где в ту пору существовал свой сильный архитектурный авангард, но и для Европы. В офисных блоках Центросоюза применена конструкция типа железобетонной этажерки-каркаса, позволяющая свободно планировать этажи, что для строительной практики России было новостью. Корбюзье предложил также навесные герметичные стеклянные стены-экраны с вакуумом вместо воздуха между двумя слоями стекла — с целью теплоизоляции внутренних помещений. До этого времени подобная конструкция стены никогда не применялась...

10

11 План сооружения строений Центросоюза в Москве, составленный Ле Корбюзье и Пьером Жаннере / Журнал «Современная архитектура». 1928. № 6. — С. 177—181.


12

Вдобавок к этому в здании предусматривалась внутренняя система аэрации — кондиционирования. Это технологическое решение было осуществлено далеко не полностью. .У Леонидова Корбюзье заимствовал идею сплошного стеклянного фасада — не «тельняшек» ленточных окон, а единого полотна. У Великовского — идею открытого этажа без перегородок и лифты непрерывного действия (патерностеры). Это и многое другое он объединил не только на основе своих «пяти принципов», но и новой идеи — «архитектура — это циркуляция!». И циркуляция 2000 сотрудников Центросоюза, перемещающихся между 7 этажами трёх конторских корпусов — вверх на лифте, вниз — по пандусу. И циркуляция воздуха — железобетон позволил создать единое межоконное пространство — именно здесь должен был проходить нагретый воздух зимой и охлажденный летом (форточки были задуманы только во внутреннем слое остекления).

13 Вид с Мясницкой

Быть может, главное новшество в организации офисных зданий — никак не разграниченное рабочее пространство — было утопией, но архитектурные решения общественных зон, четкое разведение потоков, эффективный транспорт внутри здания пережили не одну перестройку, и без них функционирование здания немыслимо.

Центросоюз дважды был реконструирован (в 1970-е и 2010-е): свободные этажи были разгорожены на отдельные кабинеты, оконные переплеты заменены, патерностеры демонтированы, но внутренние пространства актового зала, фойе, лестниц и пандусов сохранились почти в первозданном виде.

14 Памятник Ле Корбюзье

15 На памятной доске надпись "построено по проекту французского архитектора Ле Корбюзье в 1930-1936 годах"

16


Александр Александрович Веснин, русский и советский архитектор, считал, что это "лучшее здание, выстроенное в Москве за последние сто лет". Для города появление произведения Ле Корбюзье было равнозначно возведению в 1479 году Успенского собора Аристотелем Фьораванти, до которого, по мнению историка Н.М. Карамзина "в России не имели идеи о хорошей архитектуре".

Источники:
Википедия
corbusier.totalarch.com - Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве. 1928-1936 /Архитектура/Ле Корбюзье
archspeech.com Здание Центросоюза: единственная московская постройка Ле Корбюзье/Статьи

galmara wrote in October 15th, 2012

В рамках празднования юбилея Ле Корбюзье, которому 6 октября исполнилось 125 лет, в Москве состоялся показ интерьеров единственного построенного в Москве здания по проекту Ле Корбюзье - Центросоюза (Наркомлегпрома/ Росстата). Мне посчастливилось оказаться в числе экскурсантов и сделать энное количество снимков своей маленькой мыльницей, некоторую их часть показываю здесь.
Впечатление потрясающее от увиденного!
1.

конечно, я не имею в виду этот ужасный кирпичный забор
2.

3.

Для фотографа такие пространства просто находка!!! И их, фотографов с мыльницами, мобильниками и навороченными зеркалками, там было достаточно.
Главным действующим лицом на этом мероприятии был г-н Жан-Луи Коэн - архитектор, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории архитектуры в Художественном институте Нью-Йоркского универститета, член Советов Канадского архитектурного центра в Монреале, Фонда Ле Корбюзье в Париже, по архитектуре и дизайну Музея современного искусства в Нью-Йорке, Берлинской академии художеств, Академии Св.Луки в Риме и Российской академии архитектуры. Кавалер ордена искусств и словесности. Инициатор многочисленных выставок в различных странах, автор многочисленных публикаций и книг. Он также был куратором выставки в Пушкинском музее.

4.
Жан-Луи Коэн представляет свою книгу

5.
Ж-Л Коэн и Елена Гонсалес, проведшая экскурсию по зданию

6.

7.

Жан-Луи Коэн прочитал интересную лекцию об истории строительства здания, я хочу лишь процитировать несколько фраз. А для тех, кто интересуется архитектурой и в частности, творчеством Корбюзье очень-очень советую приобрести вновь изданную книгу Жан-Луи Коэн "Ле Корбюзье и мистика СССР. Теории и проекты для Москвы 1928-1946" Арт Волхонка Москва, 2012. Это русское издание французского первоисточника 1987г. Богато иллюстрированная книга, интересно и очень подробно рассказывает об отношениях Корбюзье и Советской России.
8.

9.

Не ставлю перед собой задачу рассказать о творчестве и жизни Корбюзье, об истории конкурса и затем строительства здания Центросоюза, - обо всем этом очень интересно и подробно рассказал Ж-Л.Коэн в своей книге. Интересующиеся также могут найти немало информации в интернете. У меня также нет цели показать и рассказать о том, что именно в здании осталось подлинным и нетронутым со времен Ле Корбюзье - пусть этим занимаются архитекторы.

10.

затянувшийся ремонт не дает увидеть здание полностью
11.

Меня интересует лишь визуальная составляющая этого архитектурного шедевра.
Поэтому предлагаю посмотреть фотографии и восхититься прекрасной геометрией и чистотой линий. И не забывать при этом, что в конце 20х-нач.30х.гг. не было еще тех технологий строительства и материалов, которые есть сейчас, и многое придумывалось на ходу из того, что имелось тогда.

12.
Укладка арматуры одного из пандусов, 1932.

13.
слева -Корбюзье и рабочие, справа - Корбюзье и Н.Колли на строительстве Дома Центросоюза

Здание Центросоюза - заказ, который Ле Корбюзье получил от Москвы в октябре 1928г., - стал для него серьезнейшим интеллектуальным и профессиональным испытанием. Благодаря счастливой случайности, всего лишь несколько месяцев спустя после проигранной битвы за проект Дворца Лиги Наций, ему представилась возможность впервые продемонстрировать значимость своих идей в применении к масштабным проектам.
14.
Триумфальные ворота у Тверской заставы и силуэт храма Ал.Невского в Миуссах. Вид со стороны Белорусского вокзала. Рисунок Корбюзье 1928г.

Почему и как оказалось, что именно Центросоюз имел возможность в те непростые и небогатые годы объявить конкурс на строительство своего нового здания? Об этом подробно рассказывает Ж-Л.Коэн в своей книге. Приведу лишь короткую цитату.
Потребительская кооперация зародилась в Росси в 1864г., в 1898г. был создан Московский союз потребительских обществ (МСПО), впооследствии Центросоюз, председателем которого с 1926г. был Исидор Любимов.В нач. 1926г. исполком Моссовета выделил Центросоюзу, руководство которого располагалось тогда в Большом Черкасском переулке, земельный участок для строительства грандиозного конторского здания между домами №№ 35 и 44 по Мясницкой улице. Аппарат Центросоюза насчитывал в это время 2500 сотрудников, которых предполагалось разместить в этом здании.
В результате конкурса (в три тура), проведенного Всероссийским обществом гражданских инженеров,
победил Ле Корбюзье. Эта победа продемонстрировала непосредственный результат воздействия архитектурных идей и форм Ле Корбюзье на советское зодчество и одновременно обнаружил ряд совпадений и расхождений с идеями представителей советского авангарда, учитывая новый теоретический контекст, совпадающий по времени с той фазой движения "современной архитектуры" в Европе.

15.

16.

17.

18.

Этот заказ принес Ле Корбюзье ошеломительный успех потому, что он оправдал все ожидания. С присущим ему удивительным умением он отказался от всех условных и устарелых архитектурных традиций. Проект при простой, вполне утилитарной планировке содержит совершенно простые по идее стеклянные переходы и галереи, пандусы, заменяющие лестницы, оригинальной, но вполне удобной подковообразной формы, планировку клубного зала, сообщающие проекту чрезвычайную целесообразность, без всяких натяжек в сторону логики и здравого смысла.

19.
План первого этажа в окончательном проекте.1929, май.

20.
Ле Корбюзье среди советских архитекторов.Москва, октябрь 1928г.
Слева направо: Андрей Буров, Ле Корбюзье, Николай Соболев, Александр Веснин, Георгий Гольц.

"Исключительная ясность архитектурной мысли, четкость в построении масс и объемов, чистота пропорций, ясность соотношений всех элементов, сопоставленных по контрасту и по нюансу, масштабность всего сооружения в целом и отдельных его частей, легкость и вместе с тем монументальность, архитектурное единство, строгая простота характерны для этого сооружения"-Александр Веснин.
21.

22.

23.

24.

25.

26.

В 1936г. здание Наркомлегпрома приобрело,наконец, законченный вид как снаружи, так и и внутри. И тогда же впервые были опубликованы снимки основных помещений здания.
27. лифт pater noster

Несмотря на отклонения от начального замысла в отношении интерьеров, дом сохраняет верность архитектурному замыслу Ле Корбюзье: планировка внутренних маршрутов движения, трактовка наружных объемов здания соответствуют его планам. Сам Корбюзье был на этом объекте всего три раза и в последний раз видел здание в 1930г.

28.

29.

30.

31.

Н.Д.Колли в статье в журнале "Архитектура СССР" рассказывал о здании:"первый год эксплуатации здания показал, что свободное пространство "колоннады" - так теперь именуются столбы - отвечает всем ожиданиям. Главный вестибюль здания также позволил своим столбам приобрести достоинство колонн: облицованные искусственным мрамором серого цвета (как и писала Шарлотта Перриан), колонны в месте их сочетания с плоскостью потолка имеют "небольшие галтели из светлого дуба", а базы колонн обведены черным марблитом. Стены облицованы полированным желтым крымским мрамором "Биюк-Янкой", пол главного вестибюля выложен из плит бело-серого и темно-серого мрамора. Марш пандусов покрыт черной резиной, а стены вдоль них отделаны панелями светлого дуба. Стены этажных площадок пандуса исполнены из серого уральского полированного мрамора. Стены коридоров вдоль бюро облицованы светлым натуральным дубом".

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Основной конфликт между архитектором и советскими клиентами возник вокруг проекта отопления и вентиляции.

38.

Принцип "нейтрализующих стен" и "точечной вентиляции"
39.

Корбюзье отправил запрос с экспертизой своего проекта американцам, которые сделали вывод о том, что такая "точная система" весьма затратна, требует " примерно в четыре раза больше горячего пара и в два раза больше моторной силы для обогрева и вентиляции здания, чем это необходимо" при обычном способе отопления. Поэтому Корбюзье не смог отстоять эту часть своего проекта.

40.

Для обогрева помещений использовались радиаторы, установленные вдоль всего фронта наружных стен на каждом этаже, а также от перегрева помещений солнечными лучами, наряду с традиционными полотняными шторами внутри помещения использовались также накручивающиеся на барабан механические шторы, опускающиеся и поднимающиеся в межрамном пространстве по команде из рабочего помещения. Эта система была разработана под руководством инженера П.Н.Шабарова. Для наружного остекления применялось стекло "саблэ" - необработанное зеркальное стекло, малопрозрачное и рассеивающее свет. Для внутреннего остекления на высоту 93 см от пола за радиаторами применялось кафедральное стекло, остальные части были остеклены зеркальным стеклом.
41.

42.

Разумеется, было немало противников, особенно с критикой функциональной практичности здания:
"..полнейшая асоциальность архитектора, полнейшая оторванность Корбюзье от запросов широкой массы. Он не связан ни с пролетариатом, ни с индустриальным капиталом" Эль Лисицкий.
Это "холодный, однообразный и неприветливый дом", за стенами которого "люди должны работать напряженно, автоматически, уныло, безрадостно", "по-американски".-Сергей Кожин.
43.

44.

45.

46.

47.

Конечно, после разных ремонтов и активной эксплуатации не все сохранилось в первозданном виде, но, если честно, увиденное превзошло все мои представления и ожидания. И не только потому, что я не являлась сторонницей творчества Ле Корбюзье и советское офисное здание не вызывало у меня большого энтузиазма и надежд на что-то интересное...Но даже из предполагаемого я боялась увидеть гораздо худшее, принимая во внимание то, как у нас умеют приспосабливать под свои нужды исторические объекты. Я ошиблась дважды и очень рада этому!:)

48.

50.

51.

52.

53.

54.

Поскольку далеко не все смогут увидеть это здание изнутри, постаралась показать побольше снимков.

Видео с сайта Культура - интервью Ж-Л Коэна от 30.06.2011

Место для строительства было предложено архитектором Б.М.Великовским в 1925 году. Им стал участок между Мясницкой и проектируемой новой улицей, соединяющей центр с площадью Трех вокзалов (в прошлом -Новокировский проспект, сейчас проспект Сахарова). Конкурс на проектирование был объявлен в 1928 году и проходил в три этапа, на первом этапе конкурс выиграл Великовский, однако со второго этапа бесспорным лидером стал Ле Корбюзье.

Здание в стиле "авангард" представляет собой комплекс из остекленных административных корпусов, обступающих параболический в плане зрительный зал. Один офисный корпус поставлен вдоль Мясницкой, два других почти перпендикулярны ей, ограничивая участок с двух сторон. Для сохранения существующей застройки они сделаны разной длины, Больший выходит торцом на проспект Сахарова.

Сам архитектор отмечал: "2500 служащих обеспечены всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собраний, на свои рабочие места они попадают по спиралеобразным пандусам или с помощью механических подъемников непрерывного действия/.../Архитектура - это циркуляция. Вдумайтесь в эти слова; они выносят приговор академическим методам и освящают принцип опор".

Строительство здания Центросоюза было закончено в 1936 году с отступлениями от авторского замысла, но, тем не менее, А.А.Веснин считал, что это "лучшее здание, выстроенное в Москве за последние сто лет". Для города появление произведения Ле Корбюзье было равнозначно возведению в 1479 году Успенского собора Аристотелем Фьораванти, до которого, по мнению историка Н.М.Карамзина "в России не имели идеи о хорошей архитектуре". Но в процессе строительства не удалось осуществить изобретенную Ле Корбюзье систему кондиционирования. А застроенное пространство между поддерживающими здание опорами лишило творение Ле Корбюзье первозданной легкости и исключило свободу передвижения пешеходов между двумя магистралями. Во время последующих реконструктивных работ 1970-х годов под руководством Л.Павлова заменили старые оконные переплеты из темного дуба на алюминиевые, что нарушило цветовое сочетание витражей и стен, облицованных легким туфом. Новейшее остекление также никак не связано с первоначальным замыслом.

В 2005 году был утвержден предмет охраны здания, в котором в то время (как и сейчас) размещался Росстат. Поскольку были обнаружены большие повреждения и деформации в несущих конструкциях одного из корпусов, требующие устранения, в этом же году на этом объекте культурного наследия начались ремонтные работы по усилению фундаментов и конструкций.

С 2011 по 2013 год проходили реставрационные работы. Фасады здания были очищены с помощью специальных растворов и затем реставрированы. Небольшие утраты поверхности каменной облицовки восполнялись декоративной сухой смесью, идентичной цвету камня.

Одновременно с реставрацией фасадов производились ремонт плоской кровли и замена карнизов.

В интерьерах центрального вестибюля реставраторы восстановили поверхности колонн из искусственного мрамора. Воссоздан также рисунок мраморного пола.

В лифтовых холлах произведена замена поздних полов на полы из керамогранита цвета дерева.

При работе с интерьерами клуба было многое сделано для того, чтобы это помещение, находящееся в здании, построенное многие десятки лет назад, соответствовало всем современным требованиям безопасности. Создание новейших информационных и телекоммуникационных сетей, полной современной инженерной инфраструктуры здания было одной из важнейших задач, поставленных перед исполнителями программы по реставрации.

Здание бывшего Центросоюза в 2014 году стало лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинациях: "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ", "За высокое качество ремонтно- реставрационных работ" и "За лучший проект реставрации".

Место для строительства было предложено архитектором Б.М.Великовским в 1925 году. Им стал участок между Мясницкой и проектируемой новой улицей, соединяющей центр с площадью Трех вокзалов (в прошлом -Новокировский проспект, сейчас проспект Сахарова). Конкурс на проектирование был объявлен в 1928 году и проходил в три этапа, на первом этапе конкурс выиграл Великовский, однако со второго этапа бесспорным лидером стал Ле Корбюзье.

Здание в стиле "авангард" представляет собой комплекс из остекленных административных корпусов, обступающих параболический в плане зрительный зал. Один офисный корпус поставлен вдоль Мясницкой, два других почти перпендикулярны ей, ограничивая участок с двух сторон. Для сохранения существующей застройки они сделаны разной длины, Больший выходит торцом на проспект Сахарова.

Сам архитектор отмечал: "2500 служащих обеспечены всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собраний, на свои рабочие места они попадают по спиралеобразным пандусам или с помощью механических подъемников непрерывного действия/.../Архитектура - это циркуляция. Вдумайтесь в эти слова; они выносят приговор академическим методам и освящают принцип опор".

Строительство здания Центросоюза было закончено в 1936 году с отступлениями от авторского замысла, но, тем не менее, А.А.Веснин считал, что это "лучшее здание, выстроенное в Москве за последние сто лет". Для города появление произведения Ле Корбюзье было равнозначно возведению в 1479 году Успенского собора Аристотелем Фьораванти, до которого, по мнению историка Н.М.Карамзина "в России не имели идеи о хорошей архитектуре". Но в процессе строительства не удалось осуществить изобретенную Ле Корбюзье систему кондиционирования. А застроенное пространство между поддерживающими здание опорами лишило творение Ле Корбюзье первозданной легкости и исключило свободу передвижения пешеходов между двумя магистралями. Во время последующих реконструктивных работ 1970-х годов под руководством Л.Павлова заменили старые оконные переплеты из темного дуба на алюминиевые, что нарушило цветовое сочетание витражей и стен, облицованных легким туфом. Новейшее остекление также никак не связано с первоначальным замыслом.

В 2005 году был утвержден предмет охраны здания, в котором в то время (как и сейчас) размещался Росстат. Поскольку были обнаружены большие повреждения и деформации в несущих конструкциях одного из корпусов, требующие устранения, в этом же году на этом объекте культурного наследия начались ремонтные работы по усилению фундаментов и конструкций.

С 2011 по 2013 год проходили реставрационные работы. Фасады здания были очищены с помощью специальных растворов и затем реставрированы. Небольшие утраты поверхности каменной облицовки восполнялись декоративной сухой смесью, идентичной цвету камня.

Одновременно с реставрацией фасадов производились ремонт плоской кровли и замена карнизов.

В интерьерах центрального вестибюля реставраторы восстановили поверхности колонн из искусственного мрамора. Воссоздан также рисунок мраморного пола.

В лифтовых холлах произведена замена поздних полов на полы из керамогранита цвета дерева.

При работе с интерьерами клуба было многое сделано для того, чтобы это помещение, находящееся в здании, построенное многие десятки лет назад, соответствовало всем современным требованиям безопасности. Создание новейших информационных и телекоммуникационных сетей, полной современной инженерной инфраструктуры здания было одной из важнейших задач, поставленных перед исполнителями программы по реставрации.

Здание бывшего Центросоюза в 2014 году стало лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинациях: "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ", "За высокое качество ремонтно- реставрационных работ" и "За лучший проект реставрации".