Фундамент        20.01.2024   

Электропрогрев бетона кабелем пнсв тех карта. Прогрев бетона в зимнее время: инфракрасный, индукционный, термос

При помощи технологической карты прогрева бетона в зимнее время можно сочетать обеспечение эффективности с соблюдением норм безопасности. Этот документ содержит сведения о прогреве бетонных конструкций и технологических решений, которые помогут ускорить работу и уменьшить трудовые затраты, не нанеся ущерб качеству возводимых зимой конструкций.

Область применения

Технологическая карта актуальна при необходимости прогрева малоармированных монолитных конструкций из бетона. Описанные методики наиболее эффективны для таких частей конструкции:

Существует несколько видов прогрева. Чаще всего применяются такие:

  • периферийный;
  • сквозной;
  • арматурный.

Все способы различаются лишь элементами, используемыми как электроды, а их принцип одинаков - при пропускании электричества выделяется тепло, которое разогревает бетон изнутри.

Технологическая карта на электропрогрев бетона содержит необходимые схемы, а также описание всех элементарных операций:

  • набор состава рабочих необходимой квалификации;
  • расчёт трудовых затрат;
  • составление рабочего графика;
  • расчёт материальных затрат на технику и оборудование;
  • подготовка к бетонированию и прогреву;
  • организация зоны работы;
  • установка электрического оборудования и его подключение.

Она также предусматривает нормы техники безопасности и советы по экономии электроэнергии.

Организация работы

Электропрогрев бетона проводом ПНСВ по технологической карте начинается с подготовки. Сначала комплексную трансформаторную подстанцию устанавливают на ровной поверхности, тестируют на холостом ходу, включив устройство в сеть питания. Затем готовят секции шинопроводов и монтируют их у конструкций, обогрев которых необходим. После установленные секции соединяются подходящими кабелями и подключаются к цепи подстанции.

При необходимости с рабочей площадки удаляют наледь, мусор или снег.

Бетонную смесь укладывают в опалубку, открытые поверхности изолируют плёнкой из полиэтилена и минераловатными матами. В указанные на схеме точки вбивают электроды, - стальные стержни диаметром 6 миллиметров и длиной 1 метр - при этом видимые концы должны быть длиннее 10 и короче 20 сантиметров, расстояние же между ними зависит от температуры воздуха и выбранного напряжения. Все это регламентируется таблицами, приведёнными в технологической карте. Электроды соединяют и подключают к шинопроводам.

Перед подачей электричества проверяют несколько важных пунктов:

  • соответствие фактической установки электродов схеме;
  • правильность соединения электродов и их подключения;
  • наличие температурных датчиков;
  • качество контактов;
  • соблюдение правил укладки утеплителя.

Если все в порядке, то на преобразователь подают ток. Если произошло короткое замыкание, дежурный электрик диагностирует и исправляет причину неисправности. Специалист в любом случае обязан ещё раз проверить состояние контактов - это норма безопасности.

Показания температурных датчиков сначала проверяют раз в час, в норме результаты измерений меняются на 6 градусов каждый раз. Когда изотермическая фаза оканчивается, а бетон начинает разогреваться, это делают в два раза реже. На каждой стадии обязательно проверяют не только показания приборов, но и состояние отпаек и соединений.

Если требуется скорректировать скорость прогрева, то для этого меняют напряжение низкой стороны электрического трансформатора. Это же касается и ситуаций, когда температура внешнего воздуха становится отличной от расчётной, что проверяют два раза в день, записывая показания термометра в журнал. С такой же частотой измеряют характеристики электрического тока, - силу и напряжение - осматривают соединения, чтобы исключить искрение.

Тепловую изоляцию, как и опалубку, снимают только после остывания верхних слоёв до 5 градусов, но перед понижением температуры до нуля градусов, иначе они могут примёрзнуть к бетону, что недопустимо. Чтобы избежать трещин , следят за разностью температуры поверхности и воздуха, которая не должна превышать 20−30 градусов. Если добиться таких условий невозможно, бетон защищают толем или брезентом. Скорость остывания должна входить в диапазон от пяти до десяти градусов в час.

На результат сильно влияет соблюдение нескольких простых правил. При укладке основания рабочие не должны допустить того, что бетон замёрзнет из-за контакта с основанием или деформирует его, не приобретя нужную прочность. Нельзя снимать наледь с уже обложенной изоляцией конструкции горячей водой или паром. Заливка бетонной смеси производится равномерно, при этом масса должна охлаждаться медленно и не достигать температуры ниже пяти градусов.

Эта методика представлена как демонстрация примерной последовательности действий и особенностей электропрогрева, не является пособием. Для осуществления прогрева бетона нужно скачать технологическую карту и руководствоваться ей.

Экономия электроэнергии

Для эффективного энергосбережения необходимо выполнить несколько условий. Важно не допустить охлаждение бетонной смеси на стадии транспортировки или укладки более чем на значение, установленное технологическим расчётом. Экономии поспособствует портландцемент (особенно быстротвердеющий). У этой смеси высокая относительная прочность, то есть на прогрев уходит меньше времени. В массу другого вида можно включить химическую добавку, которая уменьшит продолжительность термической обработки благодаря повышению электропроводности или прочности бетона.

Конструкцию следует греть до максимально допустимой температуры, ведь прочность растёт преимущественно в стадии остывания. Некачественная теплоизоляция или её намокание, кабели неподходящей плотности или нарушения контактов - все это приводит к напрасным тратам электроэнергии.

ГОССТРОЙ СССР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ
(ЦНИИОМТП)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА ЭЛЕКТРООБОГРЕВ
НАГРЕВАТЕЛЬНЫМИ ПРОВОДАМИ
МОНОЛИТНЫХ БЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

МОСКВА - 1985

Рекомендовано к изданию решением секции «Технология строительного производства» НТС ЦНИИОМТП Госстроя СССР Технологическая карта на электрообогрев нагревательными проводами монолитных бетонных конструкций. М., 1985. (Госстрой СССР. Центр. науч.-исслед. и проектно-эксперим. ин-т организации, механизации и техн. помощи стр-ву. ЦНИИОМТП). Приведены технологические решения по электрообогреву нагревательными проводами монолитных бетонных и железобетонных сооружений и их частей, возводимых в зимних условиях. Даны рекомендации по выбору основных технологических параметров электрообогрева бетона при отрицательных температурах наружного воздуха, а также схемы раскладки проволочных электронагревателей в монолитных конструкциях. Технологическую карту подготовили сотрудники отдела бетонных работ ЦНИИОМТП Госстроя СССР (Н.С. Мусатова, к.т.н. А.Д. Мягков, к.т.н. В.В. Шишкин) и отдела № 7 Бюро внедрения ЦНИИОМТП (Б.Ю. Губман, Б.А. Ломтев, Г.С. Петрова). Карта предназначена для строительных и проектно-конструкторских организаций.

1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта разработана на электрообогрев нагревательными проводами различных унифицированных монолитных железобетонных конструкций, возводимых в зимних условиях. 1.2 . Даны примеры электрообогрева фундаментов, ростверков, подпорных стенок и других монолитных конструкций при помощи нагревательных проводов. 1.3 . Сущность способа заключается в передаче выделяемого проводами тепла в бетон контактным путем. Провода с металлической токонесущей изолированной жилой, подключаемые в электрическую сеть, работают как нагреватели сопротивления. Нагревательные провода можно закладывать непосредственно в массив монолитной конструкции или использовать в инвентарных гибких плоских электронагревательных устройствах (ГЭП) для внешнего электрообогрева бетона (рис. 1). 1.4 . В состав работ, рассматриваемых картой, входят: подготовка рабочей зоны и конструкции к бетонированию и электрообогреву бетона; укладка нагревательного провода в конструкцию; бетонирование конструкции; электротермообработка бетона; контроль качества бетона.

Рис. 1 . Греющий плоский элемент (ГЭП)

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . До начала бетонирования конструкции выполняют следующие подготовительные работы: устанавливают опалубку, арматурные сетки и каркасы; при этом грунтовое основание под конструкцию должно быть отогрето и защищено от промерзания (допускается применение инвентарной опалубки различных конструкций и типов, при эксплуатации в зимних условиях ее утепляют минераловатными матами, пенопластом, пенополиуретаном и т.п., причем коэффициент теплопередачи утеплителя должен быть не более 2 Вт/ м 2 × °С); на ровной площадке не более чем в 25 м от возводимой монолитной конструкции устанавливают трансформаторную подстанцию типа КТП-63-ОБ; на расстоянии до 1,5 м от конструкции устанавливают софиты - инвентарные секции трехфазных шинопроводов (рис. 2);

Рис. 2 . Инвентарная секция шинопроводов (крайняя секция):

1 - разъем; 2 - деревянная стойка; 3 - болты; 4 - токопроводы (полоса 3 ´ 40 мм)

Устанавливают ограждение рабочей зоны и проводят сигнализацию и освещение; около трансформаторной подстанции и распределительных шкафов устанавливают деревянные настилы, покрытые резиновыми ковриками, монтируют противопожарный щит с углекислотными огнетушителями, развешивают в рабочей зоне таблички по технике безопасности; подключают к питающей сети трансформаторную подстанцию и опробывают ее на холостом ходу, а также проверяют работу временного освещения и систем автоматики температурного регулирования; обеспечивают рабочее звено необходимым инструментом, индивидуальными средствами защиты, проводят инструктаж; очищают от мусора, снега и наледи опалубку и арматуру возводимой конструкции. 2.2 . После выполнения подготовительных работ приступают к бетонированию с электротермической обработкой бетона. Работы выполняют в определенной последовательности. Перед бетонированием размещают в конструкции нагревательные провода: в железобетонных конструкциях провод навивают на арматурные каркасы и сетки, в бетонных - на шаблоны, укладываемые по мере бетонирования, причем длину проволочных нагревателей в зависимости от рабочего напряжения принимают по номограмме (рис. 3).

Рис. 3 . Номограмма для определения длины проволочных нагревателей

Нагревательный провод навивают в конструкции без сильного натяжения (с усилием до 30 - 50 Н). В углах с режущими кромками под проводом устанавливают дополнительную изоляцию из рубероида или битуминизированной бумаги. Крепят провода к арматуре вязальной проволокой, причем во избежание обгорания изоляции, замыкания на массу в густоармированных конструкциях и перегорания концов нагревательного провода из бетона наружу устраивают выводы из монтажного провода сечением 2 ,5 - 4 мм (рис. 4). Выводы располагают с одной стороны конструкции, а узлы соединений тщательно изолируют. Опалубку монтируют частично не установленную, чтобы иметь возможность уложить нагревательные провода в конструкцию. Нагревательные провода подключают к инвентарным секциям шинопроводов, подсоединенных с помощью кабеля к трансформаторной подстанции. После этого начинают бетонировать конструкцию, соблюдая при этом меры, предотвращающие повреждение изоляции и обрывы нагревательных проводов, в частности, не допускаются резкие удары и быстрое опускание рабочей части вибратора в опалубку, а также использование для уплотнения бетонной смеси штыкового и другого инвентаря с режущими кромками и т.п. Горизонтальные поверхности готового изделия укрывают гидроизоляционными материалами (пленкой, битуминизированной бумагой и т.п.), а при большой площади открытых поверхностей укладывают также гибкие плоские электронагреватели (ГЭПы) и утеплитель. Для утепления обогреваемого бетона рекомендуется применять инвентарные гибкие теплоизоляционные покрытия (ТИГП), представляющие собой влагонепроницаемый чехол из прорезиненной ткани, внутри которого заключен утепляющий холстопрошивной стекломатериал марки ХПС.

Рис. 4 . Выводы нагревательных проводов из бетона:

1 - нагревательные провода; 2 - монтажные провода; 3 - бетон

Для регулирования температуры обогрева бетона в специальной скважине устанавливают выносной термодатчик системы автоматики и подают напряжение на проволочные электронагреватели. Продолжительность обогрева определяют в зависимости от температуры и требуемой конечной прочности бетона по графикам на рис. 5.

Рис. 5 . Кривые набора прочности бетоном при различных температурах его выдерживания:

а, в - для бетона М200 на портландцементе активностью 400 - 500;

б, г - для бетона М200 на шлакопортландцементе активностью 300 - 400


2.3 . Работы по укладке нагревательного провода в конструкции и электрообогреву монолитного бетона выполняет звено из четырех человек: электромонтер 5 разряда - 1, электромонтер 3 разряда - 1, бетонщик 3 разряда - 1, арматурщик 3 разряда - 1. 2.4 . При укладке бетонной смеси горизонтальными слоями в массивные сооружения и железобетонные конструкции значительной высоты (стенки, колонны и пр.) отдельные проволочные нагреватели следует размещать в зоне этих слоев. После перекрытия бетонной смесью очередного слоя нагреватели, размещенные в нем, подключают в электрическую сеть (толщина укладываемого слоя не должна превышать 50 см). 2.5 . Калькуляция затрат труда составлена на электрообогрев нагревательными проводами конструкции с модулем Мп = 10 м -1 площадью 70 м 2 . Толщина конструкции 200 мм; шаг закладки проводов 100 мм; обогрев двусторонний (провода и ГЭП); погонная нагрузка 25 Вт/м. Продолжительность термообработки при максимальной температуре изотермического выдерживания 60 - 70 °С принята из условия достижения бетоном к концу обогрева 50 % проектной прочности. При изменении массивности конструкции (модуля) и шага установки проволочных электронагревателей следует пользоваться поправочными коэффициентами, увеличивающими или уменьшающими затраты труда и стоимость конструкции.

Калькуляция затрат труда на электрообогрев нагревательными проводами конструкций площадью 70 м 2 модулем Мп = 10 м -1

Обоснование

Наименование работ

Объем работ

Норма времени на единицу измерения,

Затраты труда на весь объем работ,

Расценки на единицу измерения, руб.-коп.

Стоимость затрат труда на весь объем работ, руб.-коп.

Состав звена и используемые механизмы

ЕНиР, 1979 г., § 23-2-28, табл. 2, п. 1, 2 Установка с помощью автокрана трансформаторной подстанции в зоне бетонирования Электромонтеры 5 разр. - 1, 3 разр. - 1 Автокран АК-7,5-1 ЕНиР, 1979 г., § 1-4 Переноска и установка на место инвентарных секций трехфазных шинопроводов при массе секции 10 кг Бетонщик 3 разр. - 1 ЕНиР, 1979 г., § 23-7-26, п. 3в Установка защитного сетчатого ограждения на болтах при помощи отдельной рамы более 2 м 2 Бетонщик 3 разр. - 1 Электромонтер 3 разр. - 1 ЕНиР, 1979 г., § 23-2-18, п. 1а Крепление плакатов по технике безопасности Электромонтер 3 разр. - 1 ЕНиР, 1979 г., § 23-4-6, п. 2а, прим. 3 Навивка на арматурный каркас нагревательного провода сечением до 4 мм 2 - с креплением в отдельных точках Бетонщик 3 разр. - 1 Арматурщик 3 разр. - 1 Электромонтер 3 разр. - 1 ЕНиР, 1980 г., § 4-1-38, п. 1 Установка гибких плоских элементов (ГЭП) и теплоизоляционных покрытий для обогрева открытых бетонных поверхностей Бетонщик 3 разр. - 1 Арматурщик 3 разр. - 1 Электромонтеры: 5 разр. - 1 3 разр. - 1 ЕНиР, 1979 г., § 23-7-34, п. Б Подсоединение к сети трансформаторной подстанции и секций шинопроводов кабелями сечением до 16 мм 2

100 концов

Электромонтер 5 разр. - 1 ЕНиР, 1979 г., § 23-4-15, п. 4 Проверка состояния изоляции кабелей и проводов мегомметром до и после прокладки Электромонтеры: 5 разр. - 1 3 разр. - 1 ЕНиР, 1979 г., § 23-7-34, табл. 1, п. а Присоединение нагревательных проводов к зажимам секций шинопроводов

100 концов

Электромонтер 3 разр. - 1 Тариф 3 разр. Дежурство электромонтера в период электрообработки бетона Электромонтер 3 разр. - 1 Итого: То же, на 1 м 3 бетона

Поправочные коэффициенты для монолитных конструкций различной массивности

Поправочные коэффициенты при различном шаге проволочных электронагревателей

2.6 . Контроль качества Перед бетонированием конструкции необходимо проверить наличие утепляющих материалов, проволочных нагревателей и ГЭП в объеме, предусмотренном технологической картой. Следует проконтролировать работоспособность и отсутствие механических повреждений изоляции проводов, ГЭП, коммутационной сети, трансформаторов и другого электрооборудования и систем автоматики температурного контроля; наличие токоизмерительных клещей, вольтметра, диэлектрических ковриков, перчаток и т.д. До начала укладки бетонной смеси должно быть проверено качество очистки от снега и наледи основания, опалубки и арматуры. После бетонирования требуется проконтролировать надежность укрытия горизонтальных поверхностей конструкции гидроизоляционным материалом и толщину утеплителя. Не реже двух раз в смену полагается измерять температуру бетонной смеси в кузовах автомобилей-самосвалов и в бункерах на глубине 5 - 10 см, а после укладки каждого слоя в конструкцию - на глубине 5 см. Контроль температуры обогреваемого бетона следует производить ртутными термометрами. Число точек измерения температуры устанавливается из расчета не менее одной точки на 3 м 3 бетона. Температуру бетона в процессе обогрева измеряют каждый час. Не реже двух раз за смену, а в первые три часа прогрева - три раза следует измерять ток и напряжение в питающей цепи. Отсутствие искрения в местах электрических соединений проверяют визуальным осмотром. Контроль прочности бетона может осуществляться по фактическому температурному режиму наименее нагретых участков. После распалубливания определяют прочность прогретого бетона, имеющего положительную температуру (с помощью молотка НИИмосстроя, молотка Кашкарова, ультразвуковым способом, либо высверливанием кернов и испытанием). Общие требования к контролю качества бетона должны соответствовать СНиПу Ш-15-76. 2.7 . Техника безопасности При эксплуатации ГЭП (греющего элемента), нагревательных проводов и силового питающего электрооборудования помимо общих правил безопасного производства работ согласно СНиПу Ш-4-80 «Техника безопасности в строительстве» следует руководствоваться «Правилами технической эксплуатации и безопасности электроустановок промышленных предприятий». Электробезопасность на строительной площадке, участках производства работ и рабочих местах необходимо обеспечивать в соответствии с требованиями ГОСТа 12.1.013-78. Лица, занятые на строительно-монтажных работах, должны быть обучены безопасным способам ведения работ, а также уметь оказать первую доврачебную помощь при электротравме. В строительно-монтажной организации следует иметь инженерно-технического работника, ответственного за безопасную эксплуатацию электрохозяйства организации, имеющего квалификационную группу по технике безопасности не ниже IV . Ответственность за безопасное производство конкретных строительно-монтажных работ с использованием электроустановок возлагается на инженерно-технических работников, руководящих производством этих работ. При устройстве электрических сетей на строительной площадке необходимо предусматривать возможность отключения всех электроустановок в пределах отдельных объектов и участков производства работ. Работы, связанные с присоединением (отсоединением) проводов, должны выполнять специалисты по электротехнике, имеющие соответствующую квалификационную группу по технике безопасности. В течение всего периода эксплуатации электроустановок на строительных площадках должны быть установлены знаки безопасности по ГОСТУ 12.4.026-76. Технический персонал, проводящий электрообогрев бетона, должен пройти обучение и проверку знаний квалификационной комиссией по технике безопасности с получением соответствующих удостоверений. Дежурные электромонтеры должны иметь квалификацию не ниже III группы. Рабочих, занятых на электрообогреве бетона, снабжают резиновыми сапогами или диэлектрическими галошами, а электромонтеров, кроме того, резиновыми перчатками. Подключение нагревательных проводов, замеры температуры техническими термометрами производят при отключенном напряжении. Зона, где производится электрообогрев бетона, должна быть ограждена; на видном месте следует поместить предупредительные плакаты, правила по технике безопасности, противопожарные средства; в ночное время зона должна быть хорошо освещена, для чего на ограждении устанавливают красные лампочки, автоматически загорающиеся при подаче напряжения в линии обогрева. Хождение людей, размещение посторонних предметов на поверхности греющих элементов, находящихся под напряжением, запрещается. Доступ посторонних лиц в зону обогрева запрещается. Все металлические нетоковедущие части электрооборудования и арматуру следует надежно заземлить, присоединив к ним нулевой провод (жилу) питающего кабеля. При использовании защитного контура заземления перед включением напряжения необходимо проверить сопротивление контура, которое должно быть не более 4 Ом. Около трансформаторов, рубильников и распределительных щитов устанавливают настилы, покрытые резиновыми ковриками. Проверку сопротивления изоляции проводов с помощью мегомметра производит персонал, квалификационная группа по технике безопасности которого не ниже III . Концы проводов, которые могут оказаться под напряжением, необходимо изолировать или оградить. Участок электрообогрева бетона должен постоянно находиться под надзором дежурного электрика. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: перемещать ГЭП волоком за кабельные отводы; укладывать ГЭП на неподготовленную поверхность, имеющую штыри или режущие кромки, что может повредить целостность диэлектрической изоляции проволочных нагревателей; укладывать ГЭП с нахлестом один на другой, а также на поверхности, имеющие впадины или ямы, нарушающие теплоотдачу и вы зывающие местные перегревы; подключать ГЭП и нагревательные провода в сеть с напряжением, превышающим рабочее для конкретных объектов; подключать в электросеть находящиеся на воздухе нагревательные провода, частично или полностью не забетонированные в конструкции или не зарытые в грунт; подключать под напряжение ГЭП и нагревательные провода с механическими повреждениями изоляции, а также ненадежно выполненными коммутационными соединениями; включать нагреватели в сеть с напряжением свыше 220 В. Допускается проводить измерение температуры вручную термометрами и бетонировать монолитные конструкции, в том числе с послойной укладкой бетонной смеси, при не отключенных ГЭП и нагревательных проводах от сети напряжением не более 60 В при соблюдении следующих требований: в зоне действия глубинного вибратора не имеется нагревательных проводов и отводов, находящихся под напряжением; арматура заземлена; квалификационная группа персонала не ниже II ; персонал выполняет работы в резиновой диэлектрической обуви и рукавицах; работы выполняются под наблюдением электрика.

3 . ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (на 1 м 3 бетона)

Наименование

При двухстороннем обогреве нагревательными проводами монолитных конструкций толщиной, мм

Затраты труда, чел.-ч
Заработная плата, руб.-коп.
Затраты машинного времени, маш.-ч
Выработка одного рабочего в смену, м 3 бетона
В карте приведены схемы электрообогрева бетона при устройстве ростверков, плит перекрытий, подпорной стенки и гиперболической градирни.

4 . МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Потребность в машинах, оборудовании, инструментах и приспособлениях

Наименование

Марка (ГОСТ, ТУ)

Количество

Техническая характеристика

Комплектная трансформаторная подстанция для обогрева бетона КТП-63-05 Мощность 63 кВт; максимальный ток на стороне НН - 520 А
Блок-приставка автоматического регулирования температуры АРТ-2 Диапазон регулирования - от 20 до 100 °С
Воздухонагреватель ВПТ-400
Греющие плоские элементы ГЭП Удельная мощность до 600 Вт/м; температура обогрева 70 ° С
Гибкие теплоизоляционные покрытия ТИГП Толщина 30 мм; приведенная масса 3 кг/м 2
Токоизмерительные клещи Ц-91
Диэлектрические
коврик
галоши
перчатки
Нагревательный провод ПОСХВ, ТУ 16-505.524-73 Могут использоваться трансляционные провода марок ППЖ, ПВЖ, ПРСП и др.
Инвентарные секции трехфазных шинопроводов Длина секции 1,5 м; масса 10 кг Кабель

КРПТ 3 ´ 10 мм 2 , ГОСТ 13497-68

Инвентарное сетчатое ограждение Высота 1,5 м
Противопожарный щит С углекислотными огнетушителями
Сигнальные лампочки (красные) На напряжение 36 В
Прожектор Мощность 1 кВт
Трубки из термоусаживающегося полиэтилена или изоляционная лента
Технические ртутные термометры Предел измерения температуры 40 - 100 °С
По всем вопросам, касающимся использования нагревательных проводов при устройстве монолитных бетонных конструкций, следует обращаться в отдел бетонных работ ЦНИИОМТП по адресу: 127434, Москва, Дмитровское шоссе, 9.

Схема электрообогрева ростверка. Фрагмент плана

Лист 1

1 - инвентарная трехфазнаясекция шинопроводов; 2 - диэлектрический коврик; 3 - трансформаторная подстанция КТП-63-06; 4 - блок-приставка АРТ-2; 5 - инвентарное ограждение; 6 - сигнальные лампочки красного цвета; 7 - прожектор; 8 - ростверки

Схема электрообогрева ростверка

Лист 2

1 - теплоизоляционное гибкое покрытие (ТИГП); 2 - греющие плоские элементы (ГЭП); 3 - деревянный утепленный щит; 4 - металлический пустотообразователь; 5 - нагревательные провода; 6 - термодатчик

Узел I см . Лист 3

Схема электрообогрева ростверка

Лист 3

1 - шпилька; 2 - деревянный утепленный щит; 3 - инвентарный разъем; 4 - теплостойкие монтажные провода; 5 - защитный каркас; 6 - трубчатые электрические нагреватели ТЭНы; 7 - асбестовый шнур; 8 - хомуты

Лист 4

1 - инвентарная трехфазная секция шинопроводов; 2 - прожектор; 3 - блокприставка АРТ-2; 4 - трансформаторная подстанция КТП-63-06; 5 - диэлектрический коврик; 6 - инвентарное ограждение; 7 - сигнальная лампочка красного цвета

Сечение А - А см. Лист 5

Схема электрообогрева плит перекрытия

Лист 5

1 - греющие плоские элементы (ГЭП); 2 - теплоизоляционное гибкое покрытие (ТИГП); 5 - термодатчик; 4 - блок - приставка АРТ-2; 5 - деревянные переносные щиты; 6 - трансформаторная подстанция НТЛ-63-06; 7 - нагревательные провода; 8 - утепленная опалубка; 9 - бетон плиты

Лист 6

1 - трансформаторная подстанция КТП-63-06; 2 - блок - приставка АРТ-2; 3 - инвентарное ограждение; 4 - прожекторы; 5 - сигнальная лампочка красного цвета; 6 - диэлектрический коврик; 7 - инвентарная трехфазная секция шинопроводов

Сечение А - А см. Лист 7

Схема электрообогрева подпорной стенки

Лист 7

1 - греющие плоские элементы (ГЭЛ); 2 - нагревательные провода; 3 - термодатчик; 4 - теплоизоляционное гибкое покрытие (ТИГП)

Лист 8

1 - трансформаторная подстанция КТП-63-06; 2 - блок - приставка АРТ-2; 3 - диэлектрический коврик; 4 - скользящая опалубка

Сечение А - А см. лист 9. Узел I см. лист 10

Схема электрообогрева гиперболической градирни

Лист 9

1 - блок - приставка АРТ-2; 2 - трансформаторная подстанция КТП-63-05; 3 - прожектор; 4 - скользящая опалубка; 5 - теплоизоляционное гибкое покрытие (ТИГП)

Схема электрообогрева гиперболической градирни

Лист 10

1 - магистральный отвод; 2 - магистральный кабель; 3 - нагревательный провод

1. Область применения. 1 2. Организация и технология строительного процесса. 2 3. Технико-экономические показатели. 10 4. Материально-технические ресурсы.. 11 5. Схемы электрообогрева бетона при возведении отдельных видов бетонных конструкций

В современных условиях существует множество технологий, благодаря которым удается не прекращать строительный процесс даже зимой. Если температура снижается, требуется поддерживать определенный уровень прогрева бетонной смеси. В этом случае возведение домов, различных объектов не прекращается ни на минуту.

Главным условием проведения таких работ является поддержание технологического минимума, при котором раствор не будет замерзать. Электропрогрев бетона является фактором, который обеспечивает выполнение технологических норм даже в зимний период. Этот процесс довольно сложен. Но тем не менее его активно применяют повсеместно на различных строительных объектах.

Электропрогрев

Электропрогрев бетона является довольно сложным и дорогостоящим процессом. Однако для предотвращения влияния низких температур на застывающую цементную смесь ей требуется обеспечить ряд условий. В зимнее время цемент застывает неравномерно. Чтобы предотвратить такое отклонение от нормы, следует применять технологию электрообогрева. Она способствует постоянному по всей площади процессу застывания смеси.

Бетон способен застывать равномерно при температуре, которая будет близкой к +20 ºС. Принудительный электропрогрев становится эффективным инструментом в приготовлении строительных растворов.

Чаще всего в подобных целях применяется технология электроподогрева. Если простого утепления объекта становится недостаточно, такая альтернатива сможет решить проблему с неравномерно застывающим бетоном.

Строительные компании могут выбрать один из нескольких подходов. Например, электроподогрев может осуществляться при помощи такого проводника, как кабель ПНСВ, или при помощи электродов. Также некоторые компании прибегают к принципу подогрева самой опалубки. В настоящее время могут также в подобных целях применять индукционный подход или инфракрасные лучи.

Независимо от того, какой способ выберет руководство, обогреваемый объект в обязательном порядке следует утеплить. Иначе равномерного прогрева будет добиться нереально.

Прогрев электродами

Самым востребованным методом обогрева бетона является применение электродов. Такой метод стоит относительно недорого, ведь нет потребности приобретать дорогостоящее оборудование и устройства (например, провод типа ПНСВ 1,2; 2; 3 и т. д.). Технология его выполнения также не представляет больших трудностей.

За основополагающий принцип представленной технологии взяты физические свойства и особенности электрического тока. При прохождении через бетон он выделяет некоторое количество тепловой энергии.

При использовании этой технологии не стоит подавать напряжение на систему электродов выше 127 В, если внутри изделия находится металлическая конструкция (каркас). Инструкция на электропрогрев бетона в монолитных конструкциях позволяет использовать ток 220 В или 380 В. Однако большее напряжение применять не рекомендуется.

Процесс нагрева выполняется при помощи переменного тока. Если в данном процессе участвует постоянный ток, он проходит через воду в растворе и образует электролиз. Этот процесс химического разложения воды будет препятствовать выполнению ее функций, которые имеет субстанция в процессе затвердения.

Виды электролитов

Электропрогрев бетона в зимнее время может осуществляться при помощи одного из основных Они могут быть струнными, стержневыми и выполненными в виде пластины.

Стержневые электролиты устанавливаются в бетон на небольшом расстоянии друг от друга. Чтобы создать представленный продукт, ученые применяют металлическую арматуру. Ее диаметр может составлять от 8 до 12 мм. Стержни подключаются к различным фазам. Особенно незаменимы представленные устройства при наличии сложных конструкций.

Электролиты, которые имеют форму пластин, характеризуются довольно простой схемой подключения. Их устройства необходимо располагать на противоположных сторонах опалубки. Эти пластины подключают к разным фазам. Проходящий между ними ток и будет нагревать бетон. Пластины могут быть широкими или узкими.

Струнные электроды необходимы при изготовлении и прочих изделий вытянутой формы. После установки оба конца материала подключают к разным фазам. Так происходит нагрев.

Обогрев кабелем ПНСВ

Электропрогрев бетона проводом ПНСВ, которого будет рассмотрена немного дальше, считается одной из самых эффективных технологий. В качестве нагревателя в этом случае выступает провод, а не бетонная масса.

При укладке в бетон представленного провода получается равномерно прогреть бетон, обеспечив его качество при высыхании. Преимуществом такой системы является предсказуемость периода работы. Для качественного прогрева бетона в условиях снижения температуры очень важно, чтобы она повышалась плавно и равномерно по всей площади цементного раствора.

Аббревиатура ПНВС означает, что проводник имеет стальную жилу, которая упакована в ПВХ-изоляцию. Сечение провода при проведении представленной процедуры выбирается определенным образом (ПНСВ 1,2; 2; 3). Эта характеристика берется во внимание при расчете количества провода на 1 м кубический смеси цемента.

Технология подогрева бетона проводом относительно простая. Вдоль каркаса арматуры электрокоммуникации допускаются. Крепить провод следует в соответствии с рекомендациями производителя. В этом случае при подаче смеси в траншею, опалубку или смесь проводник не повредят заливка и эксплуатация застывшего вещества.

Провод при раскладке не должен касаться земли. После заливки он полностью погружается в бетонную среду. На показатель длины провода будут иметь влияние его толщина, минусовые температуры в этом климатическом поясе, сопротивление. Подаваемое напряжение будет составлять 50 В.

Методика применения кабеля

Электропрогрев бетона проводом ПНСВ, технологическая карта которого заключается в укладке продукта в емкость непосредственно перед заливкой, считается надежной системой. Провод должен иметь определенную длину (в зависимости от условий его эксплуатации). Из-за хорошей нагрев плавно распределяется по всей толщине материала. Благодаря такой особенности удается повысить температуру бетонной смеси до 40 ºС, а иногда и выше.

Кабель ПНСВ допускается запитывать в сеть, электричество которой поставляют или 80/86. Они обладают несколькими степенями напряжения пониженного типа. Одна подстанция представленного типа способна обогреть до 30 м³ материала.

Чтобы повысить температуру раствора, на 1 м³ необходимо потратить около 60 м провода марки ПНСВ 1,2. При этом температура окружающей среды может составлять до -30 ºС. Способы нагрева могут комбинироваться. Это зависит от массивности конструкции, погодных условий, заданных показателей прочности. Также немаловажным фактором для создания комбинации методов является наличие ресурсов на стройплощадке.

Если бетон сумеет набрать требуемую прочность, он может противостоять разрушению вследствие низких температур.

Другие варианты проводного обогрева

Технология прогрева бетона ПНСВ кабелем эффективна при условии соблюдения всех инструкций и требований производителя. Если провод выйдет за пределы бетона, он с большой долей вероятности перегреется и выйдет из строя. Также провод не должен касаться опалубки или земли.

Длина представленного провода будет зависеть от условий, в которых применяется провод. Для их работы требуется работа трансформатора. Если, используя провод ПНСВ, применение такой системы не очень удобно, существуют и другие разновидности проводниковых изделий.

Существуют кабели, для работы которых не потребуется применять запитку к Это дает возможность немного сэкономить средства на обслуживание представленной системы. Обычный провод имеет широкий ряд применения. Однако провод ПНСВ, который рассматривался выше, обладает более широкими возможностями и областью применения.

Схема применения тепловой пушки

Прогрев бетона проводом считается одной из самых новых и эффективных технологий. Однако совсем еще недавно о ней никто не знал. Поэтому применялся довольно затратный, но простой метод. Над поверхностью цемента строилось укрытие. Для этого метода бетонное основание должно было иметь небольшую площадь.

В построенную палатку привозили тепловые пушки. Они нагнетали требуемую температуру. Такой метод не был лишен определенных недостатков. Он считается одним из самых трудоемких. Рабочим необходимо возвести палатку, а потом контролировать работу оборудования.

Если сравнивать прогрев бетона проводом и метод применения тепловых агрегатов, то станет ясно, что затрат больше потребует именно старый подход. Чаще всего закупается определенное оборудование автономного типа работы. Они работают на дизельном топливе. Если доступа к обычной стационарной сети на участке нет, этот вариант будет наиболее выигрышным.

Термоматы

Прогревочный провод или могут послужить основой для создания специальных термоматов. Они довольно эффективны. Единственное условие - это плоская поверхность бетонного основания. Некоторые разновидности представленных обогревателей могут работать в качестве обмотки на колонны, вытянутые блоки, столбы и т. д.

В сам же раствор при использовании матовой технологии добавляется пластификатор, позволяющий ускорить процесс высыхания. При этом они же могут препятствовать образованию кристаллизации воды.

При использовании представленных технологий следует помнить, что существуют специальные документы, регламентирующие электропрогрев бетона в зимнее время. СНиП обращает внимание строительных организаций на необходимость постоянного отслеживания температурных показателей этого вещества.

Цементная смесь не должна перегреваться свыше +50 ºС. Это так же неприемлемо для технологии его производства, как и большие морозы. При этом скорость остывания и нагрева не должна быть быстрее, чем 10 ºС в час. Чтобы избежать ошибок, расчет электропрогрева бетона выполняется в соответствии с действующими нормами и санитарными требованиями.

Инфракрасные маты могут заменить кабельные аналоги. Их допускается применять для обертывания фигурных колонн, прочих вытянутых объектов. Этот подход характеризуется небольшими энергозатратами. Бетонные конструкции под воздействием инфракрасных лучей начинают быстро терять влагу. Чтобы этого не происходило, нужно накрывать поверхности обычной полиэтиленовой пленкой.

Опалубка с подогревом

Электропрогрев бетона в зимнее время может осуществляться сразу же в опалубке. Это один из новых способов, который является очень эффективным. В щиты опалубки устанавливаются нагревательные элементы. В случае выхода из строя одного или нескольких из них, производится демонтаж неисправного оборудования. Его заменяют новым.

Оснащать инфракрасными обогревателями непосредственно форму, в которой застывает бетон, стало одним из удачных решений, которые принимали управленцы строительных компаний. Эта система способна обеспечить требуемыми условиями бетонное изделие, находящееся в опалубке, даже при температуре -25 ºС.

Помимо высокой эффективности представленные системы обладают высоким показателем полезного действия. Затрачивается совсем немного времени на подготовку к обогреву. Это крайне важно в условиях сильных морозов. Рентабельность нагревательной опалубки определяется выше, чем у обычных проводных систем. Их можно применять многоразово.

Однако стоимость представленной разновидности электрообогрева довольно высока. Она считается невыгодной, если нужно обогреть постройку нестандартных габаритов.

Принцип индукционного и инфракрасного обогрева

В представленных выше системах термоматов и опалубки с подогревом может использоваться принцип инфракрасного обогрева. Чтобы четче понимать принцип работы этих систем, необходимо вникнуть в вопрос, что собой представляют инфракрасные волны.

Электропрогрев бетона при помощи представленной технологии берет за основу способность солнечных лучей нагревать непрозрачные, темные предметы. После обогрева поверхности вещества тепло равномерно распределяется по всему его объему. Если бетонную конструкцию в этом случае обмотать прозрачной пленкой, при нагреве она будет пропускать лучи внутрь бетона. При этом тепло будет задерживаться внутри материала.

Преимуществом инфракрасных систем является отсутствие требований по использованию трансформаторов. Недостатком же эксперты называют невозможность представленного обогрева равномерно распределять тепло по всей конструкции. Поэтому его применяют только для относительно тонких изделий.

Индукционный подход в современном строительстве применяется довольно редко. Он больше подходит для таких конструкций, как прогоны, балки. На это влияет сложность устройства представленного оборудования.

Принцип индукционного обогрева основывается на том, что вокруг стального стержня намотан провод. Он имеет слой изоляции. При подключении электрического тока система производит индукционное возмущение. Именно так происходит нагрев бетонной смеси.

Рассмотрев электропрогрев бетона, а также его основные методы и технологии, можно сделать вывод о целесообразности применения того или иного способа в условиях производства. В зависимости от типа выпускаемых конструкций, условий производства технологи выбирают подходящий вариант. Скрупулезный подход к технологии застывания бетонной смеси позволяет производить высококачественные изделия, стяжку, фундаменты и т. д. Правила работы с цементом в зимний период должен знать каждый строитель.