Благоустройство         25.02.2024   

Мягкий и жесткий свет. Самый простой способ определить мягкое или жесткое освещение Комбинирование жесткого и мягкого света

В этой статье мы рассмотрим понятия, часто встречающиеся в описании источников освещения - это мягкий и жесткий свет. В зависимости от задач. которые ставит перед собой фотограф, его выбор может быть различным.

Начнем с жесткого света. Жесткий свет , как правило, образуется от точечного источника и является направленным. Примерами источников жесткого света могут служить: солнце на ясном небе в полдень, прожектор, студийная вспышка с маленьким рефлектором на большом расстоянии от объекта съемки.

Жесткий свет образует резкие и глубокие тени, площадь перехода из света в тень (тональный переход) очень мала, иными словами, граница между светом и тенью резкая. Такое освещение, если оно направлено под углом, очень хорошо передает характер поверхности и текстуру, но в то же время сильно подчеркивает морщины или неровности кожи. Портреты с жестким светом как правило получаются драматичными, яркими.


Но, несмотря на это, многие фотографы избегают работать с жестким светом, так как это требует определенных навыков, умения "видеть свет" и очень точной установки и настройки света. Малейший поворот головы в ту или другую сторону приводит к сильному изменению, а часто и к разрушению красивого светотеневого рисунка. Мастера использования жесткого освещения из отечественных фотографов - это Олег Титяев, Илья Рашап.


Теперь перейдем к мягкому свету. Мягкий свет - это необязательно рассеянный свет, как утверждается иногда. Такое толкование мягкого освещения является неполным. Более правильным будет следующее утверждение: мягкость или жесткость освещения определяется относительным размером источника света в сравнении с объектом съемки, а также расстоянием до объекта съемки.

Исходя из этого, источник мягкого света может давать и более жесткое освещение, если увеличить расстояние между ним и объектом съемки настолько, что расстояние будет намного больше, чем размер источника. Тогда источник станет близок к точечному.

А как получить источник мягкого освещения? Ведь вспышка - это практически точечный источник!

Выход - сделать площадь излучения больше , то есть распределить световой поток по большой поверхности. Заметьте, что направленность света при этом сохранится! Технически это делается с помощью отражения света от большой поверхности (зонт на отражение, съемка с накамерной вспышкой, направленной в потолок), либо с помощью пропускания света через рассеивающий материал большой площади (софтбокс, скрим-панель, фрост-рама). Примерами естественных источников мягкого света являются небо в пасмурную погоду, а также большое окно, в которое не попадают прямые лучи солнца.



Изображение, получаемое с помощью источника мягкого света, имеет более протяженные границы переходов из света в тень, то есть более широкие тональные переходы. Такое освещение скрадывает текстуру поверхности, неровности и дефекты кожи на портретном снимке становятся менее заметны.



Многие думают, что для съемки портрета с мягким освещением нужно обязательно иметь студийное оборудование. Это вовсе не обязательное условие. Хороший портрет с мягким освещением можно снять, используя свет от окна.

В фотографии важную роль играет не только правильная композиция или выверенная экспозиция, но и характеристики освещения. Сегодня существует множество аксессуаров для фотосъемки, которые позволяют контролировать и видоизменять освещение сцены. Речь идет о так называемых «модификаторах», которые достаточно широко представлены в продаже. Такие полезные модификаторы света, как зонты, софтбоксы, отражатели или соты, являются очень полезными приспособлениями, которых фотограф просто не может игнорировать. Многие из этих приспособлений можно сделать собственными руками из подручных материалов.

Модификаторы света: какие бывают?

Модификаторы света представляют собой специальные приспособления, использующиеся совместно с источниками света – вспышками или студийными осветительными приборами. Они позволяет контролировать направление светового потока, а также степень его рассеянности или интенсивности. То есть модификаторы определяют качество света при съемке. С их помощью можно сделать свет более мягким, например, при портретной съемке. Или, наоборот, усилить световой поток и направить его в нужное место, акцентируя внимание зрителя на отдельных деталях фотоизображения.

Модификаторов света существует очень много, но из них можно выделить несколько наиболее распространенных типов:

Зонтики – это, пожалуй, самый популярный и дешевый способ добиться рассеянного света при съемке. Они легко устанавливаются, складываются и убираются. Зонты могут быть разнообразного цвета и размеров. Наиболее часто используются зонтики серебристого и белого цветов, которые дают мягкий, рассеянный свет. Зонты часто применяются в фотостудии, помогая фотографу смягчить слишком жесткий свет от вспышки.

Софтбоксы обеспечивают получение более мягкого света, чем обычные зонты, благодаря нескольким рассеивающим поверхностям. Обычно они представляют собой насадку трапециевидной формы, которая рассчитана на использование с определенным источником света. Рассеивающий материал в конструкции софтбокса смягчает свет, вследствие чего освещение сцены становится похожим на привычный свет, падающий из окна. Чем больше размеры софтбокса, тем, как правило, он лучше рассеивает свет. Софтбокс дает возможность получить на фотоизображении мягкие тени и высокую детализацию в затененных областях.

Отражатели очень часто применяются в предметной и портретной фотографии. В большинстве случаев это прямоугольная или круглая пластина, способная отражать свет. Отражатели могут использоваться, когда нужно создать заполняющий свет или ослабить резкие тени. Отражателем можно закрыть объект съемки при ярком дневном свете, чтобы получить мягкий «рисунок» в тени.

Посредством такого приспособления также можно отразить точечную вспышку и получить большой по площади источник света. Кроме того, отражатели актуально использовать в студии, чтобы частично отразить свет от других источников в ту область, где он нужен. Тем самым, компенсируя недостаток в имеющихся источниках света.

— Тубус

Для того, чтобы выделить отдельную область, например, волосы человека на портретном снимке, не освещая при этом весь объект, можно использовать насадку в виду конуса, которая называется тубус. Она устанавливается на источник света, чтобы направить тонкий луч света на нужную область.

Этот модификатор применяется в тех случаях, когда нужно снять портрет при ярком дневном освещении. Скрим представляет собой прямоугольную полупрозрачную панель, которая рассеивает проходящий через нее свет. Данное приспособление можно использовать для смягчения жесткого солнечного света, падающего на модель.

У этого модификатора в русской традиции имеются различные названия – ячейки, соты, а в англоязычной литературе он именуется «grid» или «honeycomb». Это довольно популярный модификатор для вспышек, позволяющий сузить световой поток в направленное пятно с очень мягким падением контраста от центра к краям. С помощью грида можно расставить нужные акценты в кадре, либо подсветить объекты на различных планах.

Перечислять все модификаторы света, используемые сегодня фотографами, невозможно. Тем более, что производители фото аксессуаров постоянно создают все новые модификаторы, которые позволяют добиваться тех или иных световых эффектов. В арсенале любого фотографа должна быть хотя бы пара таких приспособлений, чтобы обеспечить желаемое освещение сцены в различных съемочных ситуациях.

Но стоят подобные модификаторы, несмотря на сравнительную простоту своей конструкции, недешево. Вследствие этого многие фотографы отказываются от их использования, либо, что более разумно, предпочитают изготавливать самоделки.

Делаем сами

Некоторые из модификаторов света можно изготовить в домашних условиях из подручных средств. Например, одними из самых простых по конструкции являются отражатели. Их можно сделать собственными руками, ведь в качестве отражательной панели или диска можно использовать самые разнообразные поверхности. Можно взять обычный лист белой бумаги (ватмана) или плотного картона (либо кусок ткани) и натянуть на какой-либо каркас. В качестве последнего может выступать даже поверхность стола. Пользоваться таким отражателем очень просто – по известному нам с детства принципу солнечных зайчиков. Нужно поймать световой луч от источника и направить его рассеянное отражение на ту часть снимаемого объекта, на которой требуется сделать акцент светом.

Свет от отражателя по интенсивности намного менее ярок, чем основной источник. Чтобы картина светотени была адекватна восприятию, отражатель не стоит держать ниже лица. Лучше располагать его чуть выше лица модели. Подобные простые отражатели для вспышек можно изготовить из любых имеющихся в распоряжении материалов, будь то пластиковые коробки или пленка.

Также легко собираются и различные рассеиватели света. В качестве рассеивающей панели, которая будет смягчать световой поток, можно использовать простую белую ткань, которая натягивается на каркас или просто подвешивается на веревке. С помощью такого нехитрого приспособления, сделанного вручную, можно изменять светотеневой рисунок. Тени будут значительно мягче, а жесткие блики устранятся. Просто приближая и отдаляя вспышку от панели, можно менять жесткость света в довольно широких пределах.

Рассеивающую панель собственной конструкции можно использовать, как в студийных условиях, так и при съемке на открытом воздухе, где традиционные софтбоксы в силу их определенной громоздкости и неудобства в транспортировке применять трудно. Необычный вариант рассеивателя для вспышки можно сделать следующим образом. Берется обычная коробка от лапши быстрого приготовления и резинка, с помощью которой эта конструкция просто закрепляется на вспышке. С помощью такого, нелепого на первый взгляд, модификатора можно получать качественные снимки небольших предметов.

Для изготовления сот или грида в домашних условиях нужен плотный черный картон или пластик, пластиковые трубочки для коктейлей также черного цвета, изоляционная лента и клей. Принцип изготовления модификатора довольно прост. Берутся трубочки для коктейлей, у них обрезаются края и регулируется их глубина (чем больше глубина трубок, тем меньше по размеру будет пятно яркости). Трубочки требуются именно черные, поскольку нам не нужны дополнительные цветовые примеси или рассеивание от белых.

Далее эти обрезанные коктейльные трубки длиной не более 4 сантиметров фиксируются скотчем и засовываются в картонную коробку, изготовленную с помощью клея и черных листов картона по размерам вспышки. Таким образом, склеенные трубочки напоминают пчелиные соты, а полоска картона или пластика обрамляет края этих сот. Возможно, с первого раза изготовить удачную конструкцию этого модификатора будет сложно, однако после того, как Вы набьете руку, проблем с созданием гридав домашних условиях возникнуть не должно. Для того, чтобы регулировать ширину пучка, получаемого при использовании грида, необходимо изменять длину трубочек.

При макросъемке правильное освещение имеет огромное значение. Поэтому фотографы вынуждены использовать студийные лайткубы и прочие довольно дорогостоящие приспособления для корректировки света. Но вместо этого можно соорудить своими руками интересную конструкцию. В обычной картонной коробе по сторонам прорезаются отверстия. На эти прорези нужно натянуть прочную белую бумагу, например, ватман. Далее по бокам этой конструкции ставятся две вспышки.

Внутри коробки можно поместить практически любой фон на Ваш вкус. Теперь все готово к макросъемке. Создаваемое световое пятно от вспышек должно покрывать прорезь коробки полностью, превращая белую бумагу в новый источник мягкого, ровного света. Посредством такого модификатора света Вы сможете получать качественные фотографии самых маленьких объектов.

Возможностей по изготовлению модификаторов света в домашних условиях действительно очень много. Причем создание модификаторов света само по себе является увлекательным и интересным занятием, благодаря которому фотограф может понять принципы воздействия на свет и управления освещением сцены. Это полезный опыт, который будет способствовать повышению Вашего фотографического мастерства.

Практика без теории - это чаще всего потеря времени зря. Теоретические знания о том, что такое мягкий свет и жесткий свет помогут вам достичь ощутимых весомых результатов, как в студийной съемке, так и в съемке вне павильона. Ведь всем известно, что освещение - это ключевой момент в фотографии.

Еще из школьной программы все мы знаем, что свет может быть рассеянным и направленным. В природе легко наблюдать оба эти вида освещений. Например, в летний солнечный и яркий день на землю падает прямой солнечный свет. Если небо заволокли облака, то этот свет будет рассеянным. А если облаков нет - то свет солнца можно назвать направленным. При направленном свете тень от объектов или от человека получается четкой, как бы нарисованной, а при облачной погоде, при рассеянном свете, тени станет почти не видно. Хотя на улице будет точно так же светло.

В квартире или другом помещении источники света чаще всего излучают прямые лучи. Но, отражаясь, от пола, потолка, стен и других крупных поверхностей, эти лучи рассеиваются. Почему это происходит? Дело в том, что все эти поверхности имеют шероховатости, они неровны. В итоге прямые лучи, попадающие на них, отражаются под разными углами. Именно поэтому освещенность получается более мягкой, полной,. На объекте «рисуются» нежные тени, пропадают грубые переходы от теней к светлым деталям. А вот от зеркальной поверхности свет отражается таким же направленным пучком.

Как мы уже сказали, свет от студийного источника света, мощного софита или моноблока, падает на объект съемки направленным световым потоком, в итоге на объекте образуется четкая граница между тенью и светлыми участками. Для того, чтобы уйти от таких резких границ, можно применить одну старинную аксиому. Она гласит: чем больше по отношению к освещаемой поверхности источник света, тем менее ярко выглядит контур тени. Проще говоря, если перед объектом съемки поставит просто настольную лампу без абажура, то на ровной стене будет видна четкая тень нашего объекта. Если за лампой поставить отражатель - то источник света как бы увеличится в площади. Он также и увеличит освещенность. Поэтому тень от объекта будет заметно мягче. А если между лампой и объектом поставить рассеиватель, например, обруч с натянутой на него марлей или другой тонкой белой тканью или бумагой (кстати, это довольно опасно, так как от сильного нагрева от лампы бумага может вспыхнуть) - то тень на фоне практически исчезнет.

Еще один вариант. Объект находится у окна. Понятно, что источник света - окно - весьма велик. Свет, «излучаемый» им, рассеянный и мягкий (этот эффект усилит тюль на окне). В итоге тень от объекта получается размытой, мягкой, нерезкой. Но если мы отодвинем объект от окна и придвинем его к фону, то тень станет намного плотнее и контур ее резче и четче. Вот поэтому для того чтобы сгладить неровности кожи портретируемого, смягчить и сделать выразительными переходы от свет к тени на его лице, и прибегают к рассеянному свету. Как его получить, как сделать его разным - мы и рассказали сегодня.

Теперь вам наверняка стало понятно то, что рассеянный свет почти полностью избавляет от резких и грубых теней, а направленный световой поток акцентирует внимание на различных по тональности участках объекта. В этом случае снимок получается более фактурным, а если это портрет - черты лица портретируемого становятся намного выразительнее. Вот поэтому мы и порекомендуем портреты мужчин снимать с более жестким светом, а женщин - как раз, наоборот с мягким, рассеянным. Иногда в клубах можно видеть с большими софтбоксами. Софтбоксы и позволяют сделать снимок более мягким, смягчают ненужные внешние дефекты лица, делают более гладкой кожу и даже при правильном применении позволяют скрыть морщины.

В данной статье будут рассмотрены понятия "жесткого" и "мягкого" света, особенности их получения и сферы применения.

Свет - самая важная составляющая в фотографии и главный инструмент фотографа. В большинстве случаев качество фотографий сильно зависит от того, насколько фотограф понимает и умеет создавать необходимое освещение. Свет имеет множество характеристик - яркость, температура, длина волны... В среде фотографов можно часто услышать термины "жесткий" и "мягкий" свет, особенно в портретной съемке, как такое может быть?, ведь потрогать свет у вас не получится. Давайте разбираться!

Понятие "жесткого" и "мягкого" света относительно и один и тот же источник света, в различных условиях съемки, может быть и жестким и мягким. От каких же тогда параметров зависит, каким будем свет? Давайте посмотрим на наглядные примеры, выполненные на трёхмерных моделях.

Основное отличие жёсткого света от мягкого заключается в градиенте перехода между световыми и теневыми участками. Если посмотреть на места, обведённые красными кружками, то вы увидите, что на лице слева освещённая часть резко обрывается и переходит в тень, в то время как на лице справа переход от светового участка в теневой более плавный.

Теперь перейдем от трехмерной модели к настоящей:

На фотографии с жестким светом тень получилась ярко выраженная, с резкими границами, тогда как на фотографии с мягким светом тень более размытая и переход от светлого участка к темному (тени) намного мягче и почти не заметен. Как вы заметили, фотография с мягким светом смотрится более привлекательно, поэтому считается, что портреты с использованием мягкого света как основного источника выглядят лучше (если вы фотографируете девушку, снимайте лучше с мягким светом).

А теперь давайте рассмотрим жесткий и мягкий свет на примере мяча для бейсбола.

Надеюсь, вы без проблем определили в каком случае фотография была сделана с жестким, а в каком с мягким светом (сверху - жесткий, снизу - мягкий свет).

Факторы, влияющие на тип света

Размер источника освещения относительно размеров снимаемого объекта;

Расстояние от источника света до объекта съёмки.

Если сфотографировать лицо человека в свете лампочки накаливания, свет получится жёстким, так как лампочка меньше лица человека. Солнце в ясный день так же является жёстким источником света (и большой проблемой для фотографа) даже не смотря на свои огромные размеры, поскольку оно находится очень далеко относительно снимаемого объекта.

Если же небо будет затянуто облаками, то свет будет мягким, так как солнечный свет, проходя через облака, будет рассеиваться. За размер источника света в данном случае будем брать уже не солнце, как таковое, а облака, которые рассеивают направленный солнечный свет. Облака имеют размер намного меньше, чем поверхность солнца, но находятся гораздо ближе к снимаемому объекту (поэтому, когда на улице облачно фотографы радуются).

Жёсткий свет может использоваться для фактурных «мужских портретов», а так же в случаях, когда нужно подчеркнуть текстуру и рельефность объекта съемки.

Благодаря использованию жесткого света стала заметна текстура кожи, а глубокие тени сделали фотографии более контрастными и драматичными. Теперь давайте посмотрим, что будет, если с жестким светом сфотографировать девушку.

Эту фотографию я сделал, когда только начинал заниматься фотоделом, использовав один источник света - вспышку, которая хорошо передала фактурность каменной стены, но тени на лице девушки смотрятся не очень красиво (если вы начинающий фотограф - старайтесь избегать делать портреты девушек с жестким светом, они вам этого не простят =)

На следующих фотографиях жесткий свет помог подчеркнуть фактурность ювелирных изделий и косметики, а также показать текстуру кожи дамской сумочки.

Но что делать, если использование жесткого света не желательно, как его смягчить?

Способы смягчения света

- рассеивание света . Для этого подойдет любой просвечивающий предмет, поместите его между объектом съемки и источником света. Фотографы используют зонты на просвет и отражения, софтбоксы, октабоксы, рассеиватели (продаются вместе с отражателями), но также это может быть простыня, занавеска, все, что способно рассеивать свет;

- отражение света . Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок.

Необходимо учитывать, что при смягчение света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком более незаметной.

Ну и напоследок примеры наших фотографий с мягким светом:

Удачных вам кадров!

В данной статье будут рассмотрены понятия "жесткого" и "мягкого" света, особенности их получения и сферы применения.

Свет - самая важная составляющая в фотографии и главный инструмент фотографа. В большинстве случаев качество фотографий сильно зависит от того, насколько фотограф понимает и умеет создавать необходимое освещение. Свет имеет множество характеристик - яркость, температура, длина волны... В среде фотографов можно часто услышать термины "жесткий" и "мягкий" свет, особенно в портретной съемке, как такое может быть?, ведь потрогать свет у вас не получится. Давайте разбираться!

Понятие "жесткого" и "мягкого" света относительно и один и тот же источник света, в различных условиях съемки, может быть и жестким и мягким. От каких же тогда параметров зависит, каким будем свет? Давайте посмотрим на наглядные примеры, выполненные на трёхмерных моделях.

Основное отличие жёсткого света от мягкого заключается в градиенте перехода между световыми и теневыми участками. Если посмотреть на места, обведённые красными кружками, то вы увидите, что на лице слева освещённая часть резко обрывается и переходит в тень, в то время как на лице справа переход от светового участка в теневой более плавный.

Теперь перейдем от трехмерной модели к настоящей:

На фотографии с жестким светом тень получилась ярко выраженная, с резкими границами, тогда как на фотографии с мягким светом тень более размытая и переход от светлого участка к темному (тени) намного мягче и почти не заметен. Как вы заметили, фотография с мягким светом смотрится более привлекательно, поэтому считается, что портреты с использованием мягкого света как основного источника выглядят лучше (если вы фотографируете девушку, снимайте лучше с мягким светом).

А теперь давайте рассмотрим жесткий и мягкий свет на примере мяча для бейсбола.

Надеюсь, вы без проблем определили в каком случае фотография была сделана с жестким, а в каком с мягким светом (сверху - жесткий, снизу - мягкий свет).

Факторы, влияющие на тип света

Размер источника освещения относительно размеров снимаемого объекта;

Расстояние от источника света до объекта съёмки.

Если сфотографировать лицо человека в свете лампочки накаливания, свет получится жёстким, так как лампочка меньше лица человека. Солнце в ясный день так же является жёстким источником света (и большой проблемой для фотографа) даже не смотря на свои огромные размеры, поскольку оно находится очень далеко относительно снимаемого объекта.

Если же небо будет затянуто облаками, то свет будет мягким, так как солнечный свет, проходя через облака, будет рассеиваться. За размер источника света в данном случае будем брать уже не солнце, как таковое, а облака, которые рассеивают направленный солнечный свет. Облака имеют размер намного меньше, чем поверхность солнца, но находятся гораздо ближе к снимаемому объекту (поэтому, когда на улице облачно фотографы радуются).

Жёсткий свет может использоваться для фактурных «мужских портретов», а так же в случаях, когда нужно подчеркнуть текстуру и рельефность объекта съемки.

Благодаря использованию жесткого света стала заметна текстура кожи, а глубокие тени сделали фотографии более контрастными и драматичными. Теперь давайте посмотрим, что будет, если с жестким светом сфотографировать девушку.

Эту фотографию я сделал, когда только начинал заниматься фотоделом, использовав один источник света - вспышку, которая хорошо передала фактурность каменной стены, но тени на лице девушки смотрятся не очень красиво (если вы начинающий фотограф - старайтесь избегать делать портреты девушек с жестким светом, они вам этого не простят =)

На следующих фотографиях жесткий свет помог подчеркнуть фактурность ювелирных изделий и косметики, а также показать текстуру кожи дамской сумочки.

Но что делать, если использование жесткого света не желательно, как его смягчить?

Способы смягчения света

- рассеивание света . Для этого подойдет любой просвечивающий предмет, поместите его между объектом съемки и источником света. Фотографы используют зонты на просвет и отражения, софтбоксы, октабоксы, рассеиватели (продаются вместе с отражателями), но также это может быть простыня, занавеска, все, что способно рассеивать свет;

- отражение света . Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок.

Необходимо учитывать, что при смягчение света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком более незаметной.

Ну и напоследок примеры наших фотографий с мягким светом: