Утепление        26.02.2024   

Ресторан и гостиница "альпийская роза" на софийке. Правила посещения ресторанов Ресторан альпийская роза

"Москва и москвичи - ДВА КРУЖКА"

Московский артистический кружок был основан в шестидесятых годах и окончил свое существование в начале восьмидесятых годов. Кружок занимал весь огромный бельэтаж бывшего голицынского дворца, купленного в сороковых годах купцом Бронниковым. Кружку принадлежал ряд зал и гостиных, которые образовывали круг с огромными окнами на Большую Дмитровку с одной стороны, на Театральную площадь-с другой, а окна белого голицынского зала выходили на Охотный ряд.

Противоположную часть дома тогда занимали сцена и зрительный зал, значительно перестроенные после пожара в начале этого столетия.

Круг роскошных, соединенных между собой зал и гостиных замыкал несколько мелких служебных комнат без окон, представлявших собой островок, замаскированный наглухо стенами, вокруг которого располагалось круглое фойе.

Любимым местом гуляющей по фойе публики всегда был белый зал с мягкой мебелью и уютными уголками.

Великим постом это фойе переполнялось совершенно особой публикой-провинциальными актерами, съезжавшимися для заключения условий с антрепренерами на предстоящий сезон.

По блестящему паркету разгуливали в вычурных костюмах и первые

"персонажи", и очень бедно одетые маленькие актеры, хористы и хористки. Они мешались в толпе с корифеями столичных и провинциальных сцен и важными, с золотыми цепями, в перстнях антрепренерами, приехавшими составлять труппы для городов и городишек.

Тут были косматые трагики с громоподобным голосом и беззаботные будто бы, а на самом деле себе на уме комики - "Аркашки" в тетушкиных кацавейках и в сапогах без подошв, утраченных в хождениях "из Вологды в Керчь и из Керчи в Вологду". И все это шумело, гудело, целовалось, обнималось, спорило и голосило.

Великие не очень важничали, маленькие не раболепствовали. Здесь все чувствовали себя запросто: Гамлет и могильщик, Пиккилы и Ахиллы, Мария Стюарт и слесарша Пошлепкина. Вспоминали былые сезоны в Пинске, Минске, Хвалынске и Иркутске.

Все актеры и актрисы имели бесплатный вход в Кружок, который был для них необходимостью: это было единственное место для встреч их с антрепренерами.

Из года в год актерство помещалось в излюбленных своих гостиницах и меблирашках, где им очищали места содержатели, предупрежденные письмами, хотя в те времена и это было лишнее: свободных номеров везде было достаточно, а особенно в таких больших гостиницах, как "Челыши".

Теперь на месте "Челышей" высится огромное здание гостиницы

"Метрополь", с ее разноцветными фресками и "Принцессой Грезой" Врубеля, помогавшего вместе с архитектором Шехтелем строителю "Метрополя" С. И.

Мамонтову.

А в конце прошлого столетия здесь стоял старинный домище Челышева с множеством номеров на всякие цены, переполненных великим постом съезжавшимися в Москву актерами. В "Челышах" останавливались и знаменитости, занимавшие номера бельэтажа с огромными окнами, коврами и тяжелыми гардинами, и средняя актерская братия-в верхних этажах с отдельным входом с площади, с узкими, кривыми, темными коридорами, насквозь пропахшими керосином и кухней.

Во второй половине поста многие переезжали из бельэтажа наверх...

подешевле.

Вторым актерским пристанищем были номера Голяшкина, потом -

Фальцвейна, на углу Тверской и Газетного переулка. Недалеко от них, по Газетному и Долгоруковскому переулкам, помещались номера "Принц", "Кав-

каз" и другие. Теперь уже и домов этих нет, на их месте стоит здание телеграфа.

Не менее излюбленным местом были "Черныши", в доме Олсуфьева, против Брюсовского переулка.

Были еще актерские номера на Большой Дмитровке, на Петровке, были номера при Китайских банях, на Неглинном, довольно грязные, а самыми дешевыми были меблирашки "Семеновка" на Сретенском бульваре, где в 1896 году выстроен огромный дом страхового общества "Россия".

В "Семеновку" пускали жильцов с собаками. Сюда главным образом приезжали из провинции комические старухи на великий пост.

Начиная от "Челышей" и кончая "Семеновкой", с первой недели поста актеры жили весело. У них водились водочка, пиво, самовары, были шумные беседы... Начиная с четвертой-начинало стихать. Номера постепенно освобождались: кто уезжал в провинцию, получив место, кто соединялся с товарищем в один номер. Начинали коптить керосинки: кто прежде обедал в ресторане, стал варить кушанье дома, особенно семейные.

Керосинка не раз решала судьбу людей. Скажем, у актрисы А. есть керосинка. Актер Б., из соседнего номера, прожился, обедая в ресторане.

Случайный разговор в коридоре, разрешение изжарить кусок мяса на керосинке... Раз, другой...

А я тоже собираюсь купить керосинку! Уж очень удобно! - говорит актер Б.

Да зачем же, когда у меня есть!-отвечает актриса А.

Проходит несколько дней.

Ну, что зря за номер платить! Переноси свою керосинку ко мне... У меня комната побольше!

И счастливый брак на "экономической" почве состоялся.

Актеры могли еще видеться с антрепренерами в театральных ресторанах:

"Щербаки" на углу Кузнецкого переулка и Петровки, "Ливорно" в Кузнецком переулке и "Вельде" за Большим театром; только для актрис, кроме Кружка, другого места не было. Здесь они встречались с антрепренерами, с товарищами по сцене, могли получить контрамарку в театр и повидать воочию своих драматургов: Островского, Чаева, Потехина, Юрьева, а так-

же многих других писателей, которых знали только по произведениям, и встретить знаменитых столичных актеров: Самарина, Шумского, Садовского, Ленского, Музиля, Горбунова, Киреева. Провинциальные актеры имели возможность и дебютировать в пьесах, ставившихся на сцене Кружка-единственном месте, где разрешалось играть великим постом. Кружок умело обошел закон, запрещавший спектакли во время великого поста, в кануны праздников и по субботам. Кружок ставил-с разрешения генерал-губернатора князя Долгорукова, воображавшего себя удельным князем и не подчинявшегося Петербургу,- спектакли и постом, и по субботам, но с тем только, чтобы на афишах стояло: "сцены из трагедии "Макбет", "сцены из комедии "Ревизор" или

"сцены из оперетты "Елена Прекрасная", хотя пьесы шли целиком.

Литературно-художественный кружок основался совершенно случайно в немецком ресторане "Альпийская роза" на Софийке.

Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах.

В одном из них председательствовал певец А. И. Барцал, а в другом-литератор, историк театра В. А. Михайловский - оба бывшие посетители закрывшегося Артистического кружка.

Как-то в память этого объединявшего артистический мир учреждения В. А.

Михайловский предложил устраивать время от времени артистические ужины, а для начала в ближайшую субботу собраться в Большой Московской гостинице.

Мысль эта была подхвачена единодушно, и собралось десятка два артистов с семьями. Весело провели время, пели, танцевали под рояль. Записались тут же на следующий вечер, и набралось желающих так много, что пришлось в этой же гостинице занять большой зал... На этом вечере был весь цвет Малого и Большого театров, литераторы и музыканты. Читала М. Н. Ермолова, пел Хохлов, играл виолончелист Брандуков. Программа вышла богатая. И весной 1898 года состоялось в ресторане "Эрмитаж" учредительное собрание, выработан был устав, а в октябре 1899 года, в год столетия рождения Пушкина, открылся Литературно-художественный кружок в доме графини Игнатьевой, на Воздвиженке.

Роскошные гостиные, мягкая мебель, отдельные столики, уголки с трельяжами, камины, ковры, концертный рояль... Уютно, интимно... Эта интимность Кружка и была привлекательна. Приходили сюда отдыхать, набираться сил и вдохновения, обменяться впечатлениями и переживать счастливые минуты, слушая и созерцая таланты в этой непохожей на клубную обстановке. Здесь каждый участвующий не знал за минуту, что он будет выступать. Под впечатлением общего настроения, наэлектризованный предыдущим исполнителем, поднимался кто-нибудь из присутствовавших и читал или монолог, или стихи из-за своего столика, а если певец или музыкант - подходил к роялю. Молодой еще, застенчивый и скромный, пробирался аккуратненько между столиками Шаляпин, и его бархатный молодой бас гремел: Люди гибнут за металл...

Потом чаровал нежный тенор Собинова. А за ними вставали другие, великие тех дней.

Звучала музыка известных тогда музыкантов... Скрябин, Игумнов, Корещенко....

От музыки Корещенки Подохли на дворе щенки,-

сострил раз кто-то, но это не мешало всем восторгаться талантом юного композитора-пианиста.

Все больше и больше собиралось посетителей, больше становилось членов клуба. Это был единственный тогда клуб, где членами были и дамы. От наплыва гостей и новых членов тесно стало в игнатьевских залах.

Отыскали новое помещение, на Мясницкой. Это красивый дом на углу Фуркасовского переулка. Еще при Петре I принадлежал он Касимовскому царевичу, потом Долгорукову, умершему в 1734 году в Березове в ссылке, затем Черткову, пожертвовавшему свою знаменитую библиотеку городу, и в конце концов купчиха Обидина купила его у князя Гагарина, наследника Чертковых, и сдала его под Кружок.

Помещение дорогое, расходы огромные, но число чле-

нов росло не по дням, а по часам. Для поступления в действительные члены явился новый термин: "общественный деятель". Это было очень почтенно и модно и даже иногда заменяло все. В баллотировочной таблице стояло:

"...такой-то, общественный деятель",- и выборы обеспечены. В члены-соревнователи выбирали совсем просто, без всякого стажа.

Но членских взносов оказалось мало. Пришлось организовать карточную игру с запрещенной "железкой". Члены Охотничьего клуба, избранные и сюда, сумели организовать крупную игру, и штрафы с засидевшихся за "железкой"

игроков пополняли кассу. Штрафы были такие: в 2 часа ночи-30 копеек, в 2

часа 30 минут- 90 копеек, то есть удвоенная сумма плюс основная, в 3 часа

2 рубля 10 копеек, в 3 часа 30 минут - 4 рубля 50 копеек, в 4 часа-9

рублей 30 копеек, в 5 часов- 18 рублей 60 копеек, а затем Кружок в 6 часов утра закрывался, и игроки должны были оставлять помещение, но нередко игра продолжалась и днем, и снова до вечера...

Игра была запрещенная, полиция следила за клубом, и были случаи, что составлялся протокол, и "железка" закрывалась.

Тут поднимались хлопоты о разрешении, даже печатались статьи в защиту клубной игры, подавались слезницы генерал-губернатору, где доказывалось, что игра не вред, а чуть ли не благодеяние, и опять играли до нового протокола.

Тесно стало помещение, да и карточные комнаты были слишком на виду.

В это время Елисеев в своем "дворце Бахуса" отделал роскошное помещение с лепными потолками и сдал его Кружку. Тут были и удобные, сокровенные комнаты для "железки", и залы для исполнительных собраний, концертов, вечеров.

Кружок сделался самым модным буржуазным клубом, и помещение у Елисеева опять стало тесно. Выработан был план, по которому отделали на Большой Дмитровке старинный барский особняк. В бельэтаже-огромный двухсветный зал для заседаний, юбилеев, спектаклей, торжественных обедов, ужинов и вторничных "собеседований". Когда зал этот освобождался к двум часам ночи, стулья перед сценой убирались, вкатывался десяток круглых столов для

"железки", и шел открытый азарт вовсю, переносившийся из разных столовых, гостиных и специальных карточных комнат. Когда зал был занят, игра происходила в разных помещениях.

Каких только комнат не было здесь во всех трех этажах! Запасная столовая, мраморная столовая, зеркальная столовая, верхний большой зал, верхняя гостиная, нижняя гостиная, читальня, библиотека (надо заметить, прекрасная)

и портретная, она же директорская. Внизу бильярдная, а затем, когда и это помещение стало тесно, был отделан в левом крыле дома специально картежный зал-"азартный". Летняя столовая была в небольшом тенистом садике, с огромным каштаном и цветочными клумбами, среди которых сверкали электричеством вычурные павильончики-беседки для ужинающих веселыми компаниями, а во всю длину сада тянулась широкая терраса, пристроенная к зданию клуба в виде огромного балкона. Здесь у каждой компании был свой излюбленный стол.

Едва ли где-нибудь в столице был еще такой тихий и уютный уголок на чистом воздухе, среди зелени и благоухающих цветов, хотя тишина и благоухание иногда нарушались беспокойным соседом-двором и зданиями Тверской полицейской части, отделенной от садика низенькой стеной.

Выше векового каштана стояла каланча, с которой часовой иногда давал тревожные звонки о пожаре, после чего следовали шум и грохот выезжающей пожарной команды, чаще слышалась нецензурная ругань пьяных, приводимых в

"кутузку", а иногда вопли и дикие крики упорных буянов, отбивающих покушение полицейских на их свободу...

Иногда благоухание цветов прорывала струйка из навозных куч около конюшен, от развешанного мокрого платья пожарных, а также из всегда открытых окон морга, никогда почти не пустовавшего от "неизвестно кому принадлежащих трупов", поднятых на улицах жертв преступлений, ожидающих судебно-медицинского вскрытия. Морг возвышался рядом со стенкой сада... Но к этому все так привыкли, что и внимания не обращали.

Только раз как-то за столом "общественных деятелей" один из них, выбирая по карточке вина, остановился на напечатанном на ней портрете Пушкина и с возмущением заметил:

При чем здесь Пушкин? Это профанация!

Пушкин всегда и при всем. Это великий пророк... Помните его слова, относящиеся и ко мне, и к вам, и ко многим здесь сидящим... Разве не о нас он сказал: И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Говорившего дополнил сосед-весельчак:

Уж там запишут или не запишут ваши имена, а вот что Пушкин верно сказал, так это: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть.

И указал одной рукой на морг, а другой - на соседний стол, занятый картежниками, шумно спорившими.

Этот разговор происходил в августе 1917 года, когда такие клубы, действительно, были уже "у гробового входа".

Через месяц Кружок закрылся навсегда.

Когда новое помещение для азартной игры освободило большой двухсветный зал, в него были перенесены из верхних столовых ужины в свободные от собраний вечера. Здесь ужинали группами, и каждая имела свой стол. Особым почетом пользовался длинный стол, накрытый на двадцать приборов. Стол этот назывался "пивным", так как пиво было любимым напитком членов стола и на нем ставился бочонок с пивом. Кроме этого, стол имел еще два названия:

"профессорский" и "директорский".

Завсегдатаи стола являлись после десяти часов и садились закусывать.

Одни ужинали, другие играли в скромные винт и преферанс, третьи проигрывались в "железку" и штрафами покрывали огромные расходы Кружка.

Когда предреволюционная температура 1905 года стала быстро подниматься, это отразилось и в Кружке ярче, чем где-нибудь.

С эстрады стало говориться то, о чем еще накануне молчали. Допущена была какая-то свобода действия и речей.

Все было разрешено, или, лучше сказать, ничего не запрещалось.

С наступлением реакции эстрада смолкла, а разврат усилился.

Правительство боялось только революционеров, а все остальное поощряло: разрешало шулерские притоны, частные клубы, разгул, маскарады, развращающую литературу,-только бы политикой не пахло.

Допустили широчайший азарт и во всех старых клубах.

Отдельно стоял только неизменный Английский клуб, да и там азартные игры процветали, как прежде. Туда власти не смели сунуть носа, равно как и дамы.

В Купеческом клубе жрали аршинных стерлядей на обедах. В Охотничьем -

разодетые дамы "кушали деликатесы", интриговали на маскарадах, в карточные их не пускали. В Немецком-на маскарадах, в "убогой роскоши наряда", в трепаных домино, "замарьяживали" с бульвара пьяных гостей, а шулера обыгрывали их в карточных залах.

Огромный двухсветный зал. Десяток круглых столов, по десяти и двенадцати игроков сидят за каждым, окруженные кольцом стоящих, которые ставят против банка со стороны. Публика самая разнообразная. За "рублевыми"

столами - шумливая публика, споры,

Вы у меня рубль отсюда стащили!

Нет, вы у меня сперли!

Дежурный!

Кто украл? У вас украли или вы украли?

За "золотыми" столами, где ставка не меньше пяти рублей, публика более

"серьезная", а за "бумажным", с "пулькой" в двадцать пять рублей, уже совсем

"солидная".

На дамах бриллианты, из золотых сумочек они выбрасывают пачки кредиток... Тут же сидят их кавалеры, принимающие со стороны участие в их игре или с нетерпением ожидающие, когда дама проиграется, чтобы увезти ее из клуба...

Много таких дам в бриллиантах появилось в Кружке после японской войны.

Их звали "интендантскими дамами". Они швырялись тысячами рублей, особенно

"туровала" одна блондинка, которую все называли "графиней". Она была залита бриллиантами. Как-то скоро она сошла на нет-сперва слиняли бриллианты, а там и сама исчезла. Ее потом встречали на тротуаре около Сандуновских бань...

Самая крупная игра - "сотенный" стол, где меньшая ставка сто рублей,-

велась в одной из комнат вверху или внизу.

Иногда кроме сотенной "железки" в этой комнате играли в баккара.

Раз игра в баккара дошла до невиданных размеров. Были ставки по пяти и десяти тысяч. Развели эту игру два восточных красавца с довольно зверскими лицами, в черкесках дорогого сукна, в золотых поясах, с кинжалами, сверкавшими крупными драгоценными камнями. Кем записаны они были в первый раз - неизвестно, но в первый же день они поразили таким размахом игры, что в следующие дни этих двух братьев-князей Шаховых- все записывали охотно.

Они держали ответственный банк в баккара без отказа, выложив в обеспечение ставок пачки новеньких крупных кредиток на десятки тысяч. За ними увивались

Ежедневно все игроки с нетерпением ждали прихода князей: без них игра не клеилась. Когда они появлялись, стол оживал. С неделю они ходили ежедневно, проиграли больше ста тысяч, как говорится, не моргнув глазом - и вдруг в один вечер не явились совсем (их уже было решено провести в члены-соревнователи Кружка).

Где же азиаты? - волновались игроки.

Напрасно ждете. Их вы не увидите,-заявил вошедший в комнату репортер одной газеты.

Молчаливое удивление.

Сегодня сообщили в редакцию, что они арестованы. Я ездил проверить известие: оба эти князя никакие не князья, они оказались атаманами шайки бандитов, и деньги, которые проигрывали, они привезли с последнего разбоя в Туркестане. Они напали на почту, шайка их перебила конвой, а они собственноручно зарезали почтовых чиновников, взяли ценности и триста тысяч новенькими бумажками, пересылавшимися в казначейство. Оба они отправлены в Ташкент, где их ждет виселица.

Потому, что для нашего читателя интереснее та сторона жизни, которая даже во времена существования клубов была покрыта тайной, скрывавшей те истинные источники средств, на которые строилась "общественная деятельность" этих клубов.

О последней так много писалось тогда и, вероятно, еще будет писаться в мемуарах современников, которые знали только одну казовую сторону: исполнительные собрания с участием знаменитостей, симфонические вечера, литературные собеседования, юбилеи писателей и артистов с крупными именами, о которых будут со временем писать... В связи с ними будут, конечно, упоминать и Литературно-художественный кружок, насчитывавший более 700

членов и 54 875 посещений в год.

Еще найдутся кое у кого номера журнала "Известия Кружка" и толстые, отпечатанные на веленевой бумаге с портретом Пушкина отчеты.

В них, к сожалению, ни слова о быте, о типах игроков, за счет азарта которых жил и пировал клуб.

Владимир Гиляровский - Москва и москвичи - ДВА КРУЖКА , читать текст

См. также Гиляровский Владимир - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Москва и москвичи - ДРАМАТУРГИ ИЗ СОБАЧЬЕГО ЗАЛА
Все от пустяков - вроде дырки в кармане. В те самые времена, о которых...

Москва и москвичи - ИЗ ЛЕФОРТОВА В ХАМОВНИКИ
На другой день после приезда в Москву мне пришлось из Лефортова отправ...

Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 «Об утверждении правил услуг общественного питания»: "исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации"

Посещая Трактир «Чешский Дворик», вы соглашаетесь с нашими условиями и принимаете правила, указанные ниже:

Все правила и условия обязательны для всех посетителей Трактира «Чешский Дворик».

В кафе не допускаются:

Лица моложе 18 лет (во избежание недоразумений необходимо иметь документ, удостоверяющий личность). Правило действует после 22:00;

В состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;

Агрессивно ведущие себя по отношению к другим гостям или персоналу Трактира «Чешский Дворик»;

Лица в спортивном костюме или ином непрезентабельном виде;

Употребляющие алкогольные напитки возле входа в «Трактир Чешский Дворик»;

Со всеми видами оружия, колющими и режущими предметами, а также со средствами личной безопасности;

Со своими алкогольными и безалкогольными напитками, продуктами питания;

Производить несанкционированные фото и видео съемки;

Нарушать общественный порядок и спокойствие других посетителей;

Наносить вред имуществу Трактира «Чешский Дворик», а также другим гостям;

Грубить сотрудникам и гостям Трактира «Чешский Дворик»;

Находиться в VIP-зоне и занимать свободные столики без разрешения администрации Трактира «Чешский Дворик»;

Заходить в служебные помещения;

Провоцировать конфликты и вступать в драки;

Свистеть и громко кричать.

В ресторане действует система Face Control и Dress Code.

Одежда гостя ресторана должна быть чистой и опрятной. Особых стилистических предпочтений не существует. Гость может предпочитать, как классический, так и строгий стиль одежды. Внимание! Вход в ресторан ЗАПРЕЩЕН в неопрятной, рваной или грязной одежде. После 18:00 в спортивной одежде. Вход в ресторан запрещен в рваной или грязной обуви.

На танцевальном поле не разрешается: курить, распивать спиртные напитки и оставлять их на сцене, сажать друг друга на плечи или поднимать на руки, танцевать без обуви, обнажать интимные части тела.

Находясь на территории Трактира «Чешский Дворик» вы можете стать участником фото-, видео- или аудиозаписи и даете свое согласие на использование данных материалов для видео-, теле- и радиотрансляции или публикации в прессе.

Профессиональная видео- и фотосъемка возможны только для аккредитованных журналистов и частных лиц при наличии разрешения администрации кафе. (По вопросам условий аккредитации обращаться к администрации Трактира «Чешский Дворик») Трактира «Чешский Дворик» не несет ответственности за сохранность транспортных средств, личных вещей и ценностей.

Посетители несут ответственность за соблюдение общественного порядка и сохранность материальной собственности Трактира «Чешский Дворик».

Представители службы безопасности и правоохранительных органов, работающие на территории ресторана-клуба, имеют право ограничить количество посетителей на своё усмотрение или отказать отдельным лицам вправе войти в Трактир «Чешский Дворик». Если нашими сотрудниками принято такое решение, наличие билета на концерт, предварительный заказ или внесённая предоплата не являются гарантией беспрепятственного входа в Трактир «Чешский Дворик».

Представители службы безопасности и правоохранительных органов, работающие на территории Трактира «Чешский Дворик», имеют право досматривать посетителей ресторана и их личные вещи.

Трактира «Чешский Дворик» является частным заведением, и администрация Трактира в любое время вправе попросить вас покинуть территорию Трактира без объяснения причины.

С целью обеспечения надлежащего порядка в Трактире, администрация вправе осуществлять видеоконтроль.

В случае нарушения Правил посещения Трактира «Чешский Дворик» администрация оставляет за собой право:

Производить видео и аудио фиксацию нарушителя;

Удалить нарушителя с территории кафе;

Установить в отношении нарушителя запрет на дальнейшее посещение Трактира «Чешский Дворик»

При причинении посетителем вреда имуществу ресторана взыскать с виновника полную его стоимость и штраф в таком же размере.

Администрация кафе не несет ответственности за сохранность транспортных средств и личные вещи посетителей. Пожалуйста, будьте внимательны и не оставляйте свои личные вещи без присмотра.

Уважаемые гости!

Все вышеперечисленные правила распространяются на всех посетителей кафе и обязательны к выполнению для Вашего комфортного отдыха в Трактире «Чешский Дворик»!

Желаем приятного отдыха и хорошего настроения!

С уважением,

Администрация ресторана

Хайп

«Тоторо»

Первый японский проект Александра Раппопорта, он расположился на месте ресторана Latinos на Кутузовском проспекте. В своих интервью ресторатор неоднократно заявлял, что любовь к еде в целом и гастрономии в частности началась у него именно с Японии и Юго-Восточной Азии. На кухне ресторана трудится австралиец Джонатан Кертис, хорошо знакомый москвичам по ресторанам Mr. Lee и Fumisawa Sushi. Его твердая рука и чутье Раппопорта в очередной раз показали, что даже на вроде бы истоптанной поляне суши/сашими/роллы есть где развернуться. Помимо хрестоматийной комбинации риса и рыбы меню пестрит блюдами вроде крабового апельсина или салата из шпината с мальками японской сардины. В дополнение к продвинутым суши, рыба для которых поставляется с токийского рынка Цукидзи, в ресторане собрана самая обширная в Москве коллекция саке и всех официально привозимых в Москву японских виски.

Кутузовский проспект, 2/1, стр. 6

Аккуратный паназиатский ресторан на Бадаевском заводе. Открыли его Алексей Скорняков и Михаил Шорин. Последний в ресторанном деле уже давно, а Скорняков уже пару лет занимается поставкой рыбы в Москву. Вероятно, синергия в данном случае вспыхнула в полном объеме и усилилась с появлением в проекте Влады Лесниченко, которая вооружила Koi вином. На кухне трудятся два шефа, один из которых отвечает за суши и роллы, а другой — за проявления Паназии в ее широком смысле. На меню это влияет довольно благосклонно — оно небольшое и соткано из того, в чем повара уверены. Это твисты на классические блюда вроде битых огурцов и креветок васаби, а также блюда на воке и теппане. Возможно, откровений ждать не стоит, но готовят на хорошем уровне, за который и в Fumisawa Sushi было бы не стыдно. В японской части помимо традиционных суши и роллов еще есть хенд роллы и гунканы спайси. Они представляют особенный гастрономический интерес в том случае, если классика вам надоела.

Кутузовский проспект, 12, стр. 2

Big Wine Freaks

Плоть от плоти самого популярного среди бизнес-сообщества винного бара в Санкт-Петербурге. В Северной столице «Фрики» уже успели стать законодателями всей винной моды путем ее элементарной организации. Еще три года назад никто и представить не мог, что владельцы портов и пароходов будут сжимать бокалы Zalto и рассуждать о том, что пино-нуар будет интересней темпранильо. Московская публика не то чтобы сильно переживала из-за отсутствия Big Wine Freaks, но когда филиал бара открылся на пересечении Большой Никитской и Садового кольца, то сразу повалила смотреть. Смотреть в баре действительно есть на что. Кинжальный свет из осветительных приборов, которые явно взяли в театре, ковры на стенах, изогнутые коммунальные стойки — так смело пока еще никто не выступал.

Винных карт в заведении две: поменьше и побольше. Первая в основном состоит из подборки биодинамики и органики, вторая же способна увлечь профессионалов, коих тут немало.

Большая Никитская улица, 62/3

«Восход»

Новый ресторан Александра Раппопорта, что само по себе уже о многом говорит. Молодая ресторанная группа, им организованная, без устали пробует себя в разных направлениях, и на этот раз ударилась в кухню СССР. Ресторан расположился в парке «Зарядье». Обширное меню «Восхода» безошибочно передает тепло кулинарных традиций наших мам и бабушек, но еда при этом не скатывается к банальному повторению старых рецептов, а выступает в жанре современной классики, где удачно сочетаются и сациви из раков, и потрясающе здоровый салат «Ташкент» без грамма майонеза и прочей атрибутики 15 союзных республик.

Страница «Восхода» в Facebook уже пестрит портретами побывавших здесь знаменитостей, которым, понятное дело, тематика ресторана с живой музыкой знакома не понаслышке. Так что не стесняйтесь и вспомните студенческие годы. Тогда можно было и оливье с водкой, и шампанское с мимозой.

Улица Варварка, 6


«KU: рамен-изакая-бар»

Курс молодого бойца: «ку» по-японски значит «есть». Рамен — это суп с лапшой на свином или курином бульоне. Изакая — неизвестный пока Москве формат закусочных, суть которых — предложить гостю рамен и гедза. Просто и со вкусом. Своеобразная ирония судьбы, но первая в Москве изакая завезена ресторатором из Сибири — Денисом Ивановым. Открылся ресторан в гостинице Azimut на Смоленской напротив МИДа. Вообще посольство Японии находится на проспекте Мира, но это не мешает его сотрудникам каждый вечер штурмовать ресторан.

KU идеален для того, чтобы быстро лечить похмелье с максимальным КПД. Лапша ферментируется 24 часа, а за бульон можно отдать японцам пару Курильских островов. Если похмелья не наблюдается, а хочется просто быстро поесть, закусочная тоже отлично подходит. Порция гедза и рамен утолят любой голод.

Смоленская улица, 8

Гастрономия

White Rabbit

Самый знаменитый ресторан в России новейшего времени. Был взят в управление Борисом Зарьковым и под его руководством достиг 18-го места в самом престижном ресторанном рейтинге The World’s 50 Best Restaurants. Бессменный шеф-повар «Белого кролика» — Владимир Мухин, который прошел тернистый путь от никому не известного повара, заменившего на посту Константина Ивлева, до самого именитого русского шефа в мире.

Готовит Мухин на стыке технологий уровня fine dining и обширного перечня русских продуктов. Его последнее сет-меню состоит из 10 позиций. Среди них можно обнаружить как бородинский хлеб со сметаной и морской водой, так и гребешок с гранатом и солеными томатами. Но концентрироваться на сете не стоит, в меню a la carte достаточно интересного для захватывающего ужина. Обязательно бронируйте стол — ресторан давно стал местом паломничества многочисленных фуди со всего света, и на вас места может не хватить.

Смоленская площадь, 3


whiterabbitmoscow.ru

Twins Garden

Новый ресторан братьев Березуцких, которые наконец получили соответствующую их уровню площадку. Теперь в их активе ресторан с панорамным видом, сотканный из правильных понятий гастрономических центров мира: свободная посадка, белоснежная кухня, винные шкафы с более чем тысячей наименований. Кроме того, у Twins Garden собственная ферма в Калужской области, откуда поступают молоко, птица, разные травы и овощи. Последние в своих разных агрегатных состояниях занимают треть меню. Обратить внимание стоит, например, на запеченные грибы с луком и «салом» из сельдерея, которые обязательно настроят вас на гастрономический лад. Из горячих блюд отдельным хитом идет запеченный в бересте сом с разноцветной морковью и грейпфрутом. Ну а если сделать выбор сложно, лучше всего обратиться к дегустационному меню из шести позиций. В Twins Garden помимо ресторана есть и хороший бар на втором этаже, где можно выпить замечательный дижестив и поглазеть на Москву с необычного ракурса.

Страстной бульвар, 8А


Selfie

Ресторан №2 в России согласно The World’s 50 Best Restaurants. Руководит им Анатолий Казаков, который немало удивил общественность, прорвавшись на 88-е место популярного рейтинга в прошлом году. Несмотря на то что у Selfie и White Rabbit схожие тематики и одни владельцы, рестораны друг на друга совсем непохожи. В отличие от старшего брата Selfie строился с нуля, обладает открытой кухней и вообще смотрится свежее.

Свое видение высокой русской кухни Казаков передает через твисты наподобие котлет Пожарского с огуречным кетчупом и хрустящим картофелем, иногда уходя в безопасную классику и предлагая попробовать равиоли с бататом, белыми грибами и трюфельным маслом.

Новинский бульвар, 31


Cristal Room Baccarat

Самый гламурный ресторан города, интерьер которого прекрасно смотрелся бы и в парижском George V, ведь дизайном занимался сам Филипп Старк. Cristal Room Baccarat позиционирует себя как место с авторской французской кухней, что для Москвы скорее редкость, чем общее место. На кухне стоит железный француз Мишель Ленц с обширной мишленовской биографией. В меню честно собраны самые хрестоматийные блюда: луковый суп о-гратен, утиное фуа-гра со специями и конфитюром, фрикасе из улиток в чесночном соусе и так до пасты «Болоньезе». Так что если соскучились по филигранной классике во всех смыслах, то вам сюда.

Никольская улица, 19-21, стр. 1


cristalroombaccarat.ru

Semifreddo

Ресторан-тяжеловес, который уже 15 лет радует москвичей своей нездешней идеальностью. Теплый ламповый интерьер, официанты как рыбы, плавающие в аквариуме, все так и светится спокойствием. За свою долгую историю Semifreddo ни разу не дал повода усомниться в себе, по праву сохраняя за собой звание лучшего итальянского ресторана Москвы. Во многом потому, что за кухню все 15 лет отвечал Нино Грациано, с которым теперь работает обаятельный «падаван» Лука Вердолини. Меню поначалу кажется стандартным набором паст и ризотто, иногда проглянет студень по старинному рецепту семьи Грациано, и даже безобидный тирамису здесь будут готовить прямо у вас за столом.

Улица Тимура Фрунзе, 11, стр. 55

Проверенные

«Пирог мясника»

Совладелец ресторана Тахир Холикбердиев уже несколько лет ходит в любимчиках гастропрессы и, надо сказать, вполне заслуженно. Его новый ресторан полностью отвечает своему названию, а именно мясу и тесту. Если вас не смущают злые углеводы, то раздел с пирогами поделен на оригинальные пиде (это самый известный турецкий пирог) и классическую пиццу. Впрочем, еще могут предложить «Пирог-кирпич» с говяжьим фаршем и соусом из трех видов грибов. Что касается мяса, то, как адепт движения nose-to-tail, ресторан предлагает помимо набора стейков мозговые кости, бычьи хвосты и совершенно выдающиеся свиные ребра, которые готовят на специальном вращающемся гриле.

Улица Новый Арбат, 17


«Dr. Живаго»

Ресторан-праздник для тех, кто постарше, и объект повышенного туристического значения для тех, кто проездом. Белоснежный антураж, тонкая советская стилизация и бронебойный вид на Кремль. Меню в ресторане обладает фирменной раппопортовской безразмерностью и уверенно сочетает в себе пельмени, каши, девять видов котлет и целый отдел Сахалин, предлагающий по весьма привлекательной цене попробовать камчатского краба с топленым вологодским маслом. «Dr. Живаго» ответственно подходит к работе с гостями: цены совсем не туристические, позволить себе пойти сюда может примерно каждый, а для сохранения торжественности момента в ресторане есть легкий дресс-код, который не рекомендует спортивную одежду, что тоже в некоторой степени прекрасно.

Улица Моховая, 15/1


«Высота 5642»

Проект Аркадия Новикова про великий гастрономический Кавказ. Указанная высота — высота Эльбруса, самой высокой горы в Европе. Меню чем-то напоминает эту вершину. На подступах безупречные хинкали, на восхождении — шашлыки и люля, ну а венчает все отдел с блюдами адыгейской кухни. Если вы думаете, что знаете про кавказскую кухню все, то рискуем предположить, что здесь вы удивитесь. Такие названия, как лягур с мякотью телятины, приготовленный на сковороде, жаубаур из телятины на углях и жаркое по-кабардински вряд ли встретишь в обычной хинкальной. Также в «Высоте» решили не забывать, что Кабардино-Балкария граничит с Грузией, поэтому в меню на постоянной основе прописались чахохбили или чашушули, что, во-первых, очень по-кавказски, а во-вторых, дико вкусно.

Большой Черкасский переулок, 15-17, стр. 1


«Рыбторг»

Как известно, новичкам везет. Первый ресторан Максима Ползикова, вход в который запрятан в рыбной лавке, стал важной светской доминантой на Патриках, кажется, прямо в день своего открытия. Меню предельно короткое, вся рыба, как правило, на пике формы, да и какой еще рыбе быть в рыбной лавке? За счет нее меню обновляется чуть ли не каждую неделю. Крудо из пагра сменяют стеклянные креветки, тунец блюфин уступает место классическому сочетанию лосося и терияки — и так до бесконечности. Гости набиваются сюда, как в советских консервах «Килька в томате», и если вы оказались в их числе, смело заказывайте пасту с крабом, она того стоит.

Трехпрудный переулок, 5

Probka на Цветном

Как ни странно, но больше всего московская Probka знаменита своим сервисом, который доведен Арамом Мнацакановым просто до совершенства. Ресторан не раз попадал в шорт-листы всех возможных ресторанных премий, как и его побратим из Санкт-Петербурга, где Probka считается лучшим итальянским рестораном. Что неудивительно, ведь даже фабричную пасту тут берут строго определенной марки из Граньяно, а ржаной хлеб пекут на особой закваске. Все классические вителло тоннато, пармиджана из баклажанов и прочие исконно итальянские блюда сделаны с такой любовью, что хочется с видом Станиславского сказать: «Верю!»

Цветной бульвар, 2

«Москва-Дели»

Самое искреннее место Москвы с индийской кухней. Руководят им Галина Ботт и ее муж Йохан, которые по миллиметру воссоздали интерьер типичной индийской забегаловки. Она напоминает большую квартиру, да настолько, что на входе в заведение вас попросят снять обувь и заботливо предложат тапочки. Прямо посреди ресторана расположена кухня, жар от которой точно не даст вам замерзнуть. Меню здесь нет, еда подается в виде фиксированных сетов, причем дневной и вечерний отличаются. Важно: на алкоголь даже не рассчитывайте.

Ермолаевский переулок, 7

Molon Lave

Греки номер один. Ресторан рядом с Тишинской площадью уже давно стал отправной точкой настоящего греческого веселья. Помимо битья тарелок и зажигательных танцев, которые периодически исполняют официанты, Molon Lave предлагает лучшую мусаку в городе и самый продвинутый набор греческих вин.

Большая Грузинская улица, 39


molonlaverestaurant.com

Ugolёk

Opus Magnum самого эксцентричного ресторатора Москвы Ильи Тютенкова. В дополнительных представлениях Ugolёk не нуждается. Дизайн от королевы бетона Натальи Белоноговой, фирменный полумрак и набор из старинных американских печей. Вахту шеф-повара несет Луиджи Маньи, который бережно обошелся с доставшимся ему наследством в виде «Церного цезаря» и изобретает блюда в духе гастрономического рок-н-ролла.

Большая Никитская улица, 12


«Северяне»

Фактически следующая от «Уголька» дверь и по совместительству основная надежда загадочной русской кухни. От России-матушки ресторану досталась печь, в которой шеф-повар Георгий Троян в основном и готовит. Меню начинается с элементарных овощей из печи и заканчивается уже эклерами с камчатским крабом и пастрами в обожженном лаваше.

Большая Никитская улица, 12


severyane.moscow

Вино

Сеть «Винный базар»

Небольшие бары можно найти на Петровском и Никитском бульваре, улице Большая Садовая и в самом начале Комсомольского проспекта. Система ценностей в «Винных базарах» очень простая: лучшее вино, которое можно найти в демократичном сегменте. Кухня в заведениях довольно лаконичная, но зато вкусная и не разорительная. Не так много мест в Москве, где можно выпить приличную бутылку вина на двоих, потратив по 600 рублей.


«Пироги Вино и Гусь»

Этот винный оазис (по другим версиям — просто рай) возник в начале Цветного бульвара в прошлом году, но уже наделал шума среди винолюбов и сомелье. За винную подборку здесь отвечает Антон Панасенко, лучший сомелье России 2003 года, поклонник российских вин и просто лучший независимый специалист по вину в стране. Карта составлена очень умело, охватывает многие редкие регионы, но главное — это, конечно, цена. Более выгодного соотношения цена/ассортимент в Москве вы не найдете. Мы, по крайней мере, пытались, но потерпели поражение. За еду отвечает Александр Журкин, и пусть вас не смущает незамысловатое название ресторана, меню разработано специально для винолюбов, и помимо пирогов и гусей в нем есть чем поживиться.

Цветной бульвар, 23, стр. 1


Touché

Ресторан делят между собой Лариса Мамедова и Тарас Кириенко. Первая отвечает за винную идеологию и владеет рестораном, второй занимается кухней. Тарас Кириенко — шеф-повар с интересной для Москвы карьерой. Он начинал работать в Европе, неплохо понимает, что происходит в парижских необистро, а в Москву перебрался под крыло Алексея Зимина в легендарный бар Ragout. Вследствие всего этого меню радикально отличается в сторону хитро составленных дегустационных сетов.

Рочдельская улица, 15, стр. 22

Wine & Crab

Переход братьев Березуцких на сторону вина был довольно смелым, но оправдал себя на все сто процентов. В ресторане собрана одна из самых серьезных винных карт Москвы, которая включает в себя более 900 вин. Разобраться в этом многообразии помогут специальные айпады с системой поиска по регионам или сортам винограда. Для тех, у кого вместо кризиса всегда пятница, есть хорошая подборка вин от 100 000 рублей. С кухней, понятное дело, у Wine & Crab все отлично — братья регулярно обновляют и без того затейливое меню.

Никольская улица, 19-21


Max’s Beef For Money

Эстетская винотека в районе Патриарших прудов. В винной карте присутствует в основном ассортимент виноторговой компании RAW, которая специализируется на модной биодинамике и органике. Как понятно из названия, Max’s Beef For Money точно нельзя назвать веганским, но помимо мяса в меню всегда найдется что-нибудь не такое брутальное, как альтернативный отрез, приготовленный на сковороде. Кроме того, за практически два года существования ресторан уже успел стать неформальным лидером в вечном вопросе «А где выпить вина на Патриках?».

Большой Козихинский переулок, 4

Выпить

Если название вам что-то напоминает, то догадка верна. Алексей Каролидис и его партнер Самсон Моисидис, запустившие греческий ресторан Molon Lave, решили открыть одноименный бар. Его переоборудовали из ресторана «Курабье» на Садовой-Сухаревской, и теперь о нем напоминает только камин, который греки решили оставить. В самом баре курс взят на отвязные алкопляски, что и понятно, ведь Каролидис стоял у истоков барной культуры в Москве, когда в барах было принято танцевать, а не занудствовать про рецепты коктейлей.

Садовая-Сухаревская улица, 6, стр. 1

Santo Spirito

Говоря по справедливости, этот бар уже давно должен был попасть в престижный рейтинг The 50 Best Bars, да все никак. Впрочем, как бы то ни было, здесь работает одна из самых сильных команд Москвы, а руководит процессами Ирина Голубева. По всем канонам спикизи-баров вход осуществляется через паб Нaggis: обогнув стойку слева, можно попасть в крошечную комнату, дизайн которой полностью повторяет черный вигвам из сериала Twin Peaks. За стойкой всего четыре стула, публика собирается разношерстная, но по части гостеприимства равных Santo Spirito не найдется. Из коктейлей обязателен к употреблению Basil Smash.

Улица Петровка, 15

Сhainaya. Tea & Сocktails

Самый легендарный бар Москвы за прошедшую декаду. У руля в свое время стоял Роман Милостивый, который привел чайную на 28-е место в The World’s 50 Best Bars в 2013 году. Бар носит статус закрытого не просто ради того, чтобы называться закрытым, — слово «хайп» в этом подвале произносят нечасто. Но если вы решитесь посмотреть на лучший бар Москвы, то больше трех не собирайтесь и приходите в будни пораньше, пока стойку не облепили завсегдатаи. Обязательно закажите креветки васаби (в баре китайская кухня), а из коктейлей попробуйте El Presidente.

1-я Тверская-Ямская улица, 29

Delicatessen

Еще один подземный бар, который тоже не так просто найти, прочем, попасть сюда проще, чем в предыдущие два. Атмосферой заведует группа из четверых товарищей-владельцев, лично обслуживающих гостей. «Дели» (как его называют местные) довольно четко проводит границу в том месте, где отличное настроение сталкивается с ремеслом космического качества. Помимо прекрасного дизайна бар славен еще и тем, что здесь находится одна из самых серьезных гастрономических точек Москвы, которой управляет Иван Шишкин. В Delicatessen ведется строгий учет проданных коктейлей Pedro Manhattan, на данный момент счетчик где-то в районе восьми тысяч. Этот коктейль и возьмите.

Садовая-Каретная улица, 20, стр. 2

«Стрелка»

Бар по-прежнему стоит на «Красном Октябре» и имеет лучшую веранду в Москве. Зимой жизнь здесь немного замирает, но это не мешает барменам в спокойной обстановке развлекать гостей прекрасными напитками и неспешными беседами. За годы работы «Стрелка» благородно состарилась, но дизайн, выполненный бюро Wowhaus, до сих пор остается одним из лучших в Москве. Основное ядро посетителей по-прежнему составляют студенты института «Стрелка», изрядно повзрослевшие хипстеры и Александр Мамут с друзьями. И поскольку бар располагает к богемным посиделкам, попробуйте NY Sour.

Берсеневская набережная, 14/5

Mendeleev

Не столько бар, сколько полноценный ночной клуб на Петровских Линиях. По документам «Менделеев» проходит как спикизи, и вход устроен через китайскую лапшичную. Учтите, что по выходным здесь стоит не слишком строгий, но все-таки фейсконтроль. Если хочется посидеть в тишине, приходите пораньше, но учтите, что рано или поздно бар наполнят экспаты и белые воротнички из Сити. Местные бармены не склонны к сантиментам, так что берите что-нибудь долгоиграющее типа Zombie.

Улица Петровка, 20/1


15 Kitchen + Bar

Летом это самая лучшая потайная веранда в центре Москвы, зимой — самый душевный бар в районе Остоженки и Пречистенки. Kitchen в названии стоит не просто так — кухня в заведении более чем серьезная. Дело в том, что «Пятнашка» раз в несколько месяцев приглашает нового шеф-повара, который каждый раз пытается удивить обитателей пресыщенной Остоженки, и чаще всего это у него получается. Коктейльная карта постоянно меняется, а вот профессионализм барменов остается неизменным. Вас всегда развлекут, расскажут хорошую историю про коктейль, который вы выберете, и, если заскучаете, познакомят с соседями по стойке. Выбор напитков можно смело оставлять на усмотрение барменов.

Пожарский переулок, 15

«Вода»

Бар с минималистичным (хотя скорее архитектурным) дизайном открылся на задворках Петровки еще в начале осени. Его становлением занимается видный бармен Виталий Бганцов, которого московская публика помнит по бару «Белка» на «Красном Октябре». В «Воде» два этажа: на первом найдутся стол из бетона и контактная барная стойка, на втором, уже более уютном за счет деревянной кровли и мягкой посадки, интересный вид во двор. Понятное дело, как и в любом крутом баре, никакого коктейльного меню здесь нет и в помине, но если возьмете Whiskey Sour — точно не ошибетесь.

Улица Петровка, 17, стр. 7

Saxon + Parole

Этот ресторан-бар — побратим известного заведения в Нью-Йорке, антураж которого перенесен из-за океана без потерь. На Патриарших прудах Saxon + Parole — флагман барного движения, который исправно кормит и наливает уже много лет. Меню пропагандирует американскую всеядность, с обязательным бургером. За баром предложат гораздо более космополитичный набор коктейлей. Обязательно попросите соленья, которые бармены заготавливают сами. Место фирменного напитка занимает коктейль Manhattan, который наливают, как драфтовое пиво, из кега, да еще и дают запасную порцию на всякий случай.

Спиридоньевский переулок, 12/9


saxonandparole.ru

Veladora

Бар от авторов эстетской «Воды». На этот раз было решено двигаться в сторону Мексики, захватив по дороге дизайн из Берлина. Сравнений со знаменитым питерским El Copitas (70-е место в мире) не избежать, однако они не особенно правомерны, поскольку идеология у баров полярная (за исключением поиска входа во дворах). К слову, «веладора» — это название емкостей для свечек, из которых вам и предложат выпить мескаля.

Улица Покровка, 2/1, стр. 1

Гости ресторана, столкнувшиеся с самой небольшой проблемой, обычно делятся на две категории. Одни с пеной у рта стараются доказать вину официантов и поваров, которые пережарили заветный стейк из лосося, и требуют скидки. Другие стоически молчат, даже если увидят в салате стайку тараканов. Находясь в вечных поисках истины, редакция сайт подробно разбирается в правах гостей, а также обязанностях представителей ресторана.

Защита прав потребителей регулируется

  • Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции 28.07.2012),
  • а также Правилами оказания услуг общественного питания , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (в редакции 04.10.2012).

Отступления и наказания

Мы постарались разобраться, что будет если вы не хотите или не можете оплатить счет в ресторане. Читать заметку .

Во-первых, имейте в виду: совершая заказ в ресторане, вы заключаете публичный договор, соглашаясь с условиями, выдвинутыми рестораном (начиная с цены блюда и заканчивая его составом). Как заказчик вы вправе требовать точного исполнения выбранного блюда (не забывайте только, что у вас есть и обязанности ). Так эта система работает в идеальном мире, в реальности все получается немного запутаннее.

По действующему законодательству, меню (а также прейскурант) должно быть оформлено в строгом соответствии с определенными правилами. Способы приготовления, вес, сведения о составе блюд и их калорийность - все это, теоретически, должно быть указано рядом с каждой позицией меню. Если пытаться сделать все по закону, перечень блюд станет одним большим приветом из девяностых - унылым и аляповатым внешне, но, согласитесь, очень информативным. В последнее время все чаще можно увидеть фразу вроде: «Данный буклет является рекламным материалом. Официально утвержденное меню с подробной информацией, заверенной подписью и печатью предприятия, предоставляется по первому требованию посетителя». Это позволяет рестораторам, с одной стороны, делать удобное и стильное меню без привязки к правилам оказания услуг общественного питания, а с другой - игнорировать некоторые свои обязанности.

Пара примеров из меню Пицца 22 см :

Как должно быть:

Крокеты с салями и моцареллой, 270 руб.

Вес: 320 граммов,
Cостав: Картофель Рогс-мини, зелень свежая микс, сыр пармезан, соль морская, перец черный, сыр моцарелла, яйцо, колбаса салями “Пепперони”, сухари панировочные, мука пшеничная, зелень, соус томатный (п.ф. томаты с/с, соль морская, перец черный, соус табаско, чеснок св., базилик св., орегано, масло оливковое, сахар песок),
Выход: 138 гр./3 гр./15 гр./1 гр./0,1 гр./10 гр./1 шт./30 гр./40 гр./10 гр./60 гр.

Лазанья, 340 руб.

Как должно быть:

Лазанья, 340 руб.

Вес: 362 грамма,
Состав: макароны «Лазанья», ПФ соус «Болоньезе» (свиная шея, говядина 1С, томаты с/с), ПФ Базилик (базилик свежий, масло растительное, соль морская (сахар-песок, соус табаско), лук репчатый, морковь, свинина грудинка Поркетта, ПФ соус «Бешамель», (мука пшеничная, масло сливочное, молоко сухое, специи мускатный орех, соль морская), базилик свежий, соус томатный (п.ф. томаты с/с, соль морская, перец черный, соус табаско, чеснок св., базилик св., орегано, масло оливковое, сахар песок),
Выход: 38 гр./172 гр./20 гр./40гр./40 гр./60 гр./102 гр./2 гр./50 гр.

Шоколадный брауни, 220 руб.

Как должно быть:

Шоколадный брауни, 220 руб.

Вес: 176 граммов,
Состав: ПФ Брауни (сахар-песок, яйцо, мука пшеничная, какао-порошок, шоколад в ассортименте, масло сливочное), мороженое в ассортименте, мята свежая, сахарная пудра,
Выход: 130 гр./55 гр./1 гр./5 гр.

Возьмем простой пример: в меню нет злополучной фразы про «рекламный материал». Вы заказываете морс из черной смородины, а вам приносят напиток и с черной смородиной, и с малиной. При таком раскладе, вы можете брызгать слюной, праведно возмущаться и требовать вернуть деньги или заменить напиток на правильно приготовленный - с точки зрения закона вы будете абсолютно правы. Тем же самым вы можете заниматься, если блюдо приготовлено с явным браком. Согласно статье 18 закона о защите прав потребителя: «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы» . Муха в супе, нарушение санитарных норм или явный технический брак в приготовлении блюда - все это вполне резонные причины отказа от оплаты или требования замены.

Брак - это не ваше субъективное мнение

Оговоримся сразу: технический брак - это не ваше субъективное мнение («Этот стейк недостаточно из мяса»), он определяется пунктом 19 правил оказания услуг общественного питания: «Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа». Это же касается и вина: одно дело, если вам не понравилось только что открытое мерло (ну не любите вы этот сорт, с кем не бывает), а другое - если оно действительно испортилось в процессе хранения и, например, пахнет «пробкой».

Исходя из 26 правила оказания услуг общественного питания, потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества.

В случае, если вы отравились в ресторане, нужно первым делом обратиться к врачу и попросить его указать в медицинских документах (сначала в медкарте, а потом и в выписке из нее), что вы жалуетесь не просто на боль в животе, а именно на отравление после посещения заведения общественного питания. После лечения, нужно будет написать красивую, но юридически грамотную кляузу на ресторан или кафе, сославшись на 14 и 15 статью закона о защите прав потребителей (они затрагивают имущественную ответственность заведения за вред, причиненный вследствие недостатков товара и компенсацию морального вреда соответственно). В претензии необходимо указать, что вашему здоровью был причинен ущерб, и приложить к заявлению все имеющиеся документы (включая чек из ресторана или, если он отсутствует, показания свидетелей). Для пущего устрашения рестораторов, можно припугнуть их статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных для заведения штрафах или Роспотребнадзором, функции которого сейчас стремительно расширяются.

Чаще всего представители ресторана стараются решить такие вопросы полюбовно (а по закону они должны возместить убытки ужина в заведении, похода к врачу и лечения, а также компенсировать моральный ущерб). Если же ресторан решил по какой-то причине не удовлетворять ваши требования, со спокойной совестью идите в суд. Но, предупреждаем, судебные разбирательства и исполнительное делопроизводство в России длятся довольно долго - иногда до шести месяцев.

Если если во время деловых переговоров, которые проходят в ресторане, в вашей тарелке окажется волос, таракан и отпечаток ботинка шефа, пожаловаться у вас никуда не получится

Из забавного: с точки зрения закона № 2300-1 потребителем может считаться только: «гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Поэтому в том, что касается трактовки обеда или ужина во время деловых переговоров, мнения юристов могут расходиться. Один из опрошенных экспертов считает, что если находиться в ресторане как представитель юридического лица, то в отношениях с заведением вы выступаете в качестве гражданина, так как заказывая еду, вы удовлетворяете свои экзистенциальные потребности в питании. Другой, что если если во время деловых переговоров, которые проходят в ресторане, в вашей тарелке окажется волос, таракан и отпечаток ботинка шефа, пожаловаться у вас никуда не получится, а суд встанет на сторону ресторана. Просто потому, что в данном случае вы представляете собой не гражданина, а юрлицо.