Гараж        30.05.2024   

Типография печатный двор. Государев печатный двор

По адресу улица Никольская, 15 находится одно из самых исторически значимых мест города Москвы - бывшая Синодальная типография. Это и есть «колыбель» книгопечатного дела в России, возведенная на территории учрежденного еще во времена царствования Иоанна Грозного и служения митрополита Московского Макария Государева печатного двора.

По всей вероятности, книги начали печатать здесь начиная с 50-х годов XVI столетия, но авторами первой датированной на Руси книги стали дьякон церкви во имя Николы Гостунского, находившейся некогда в Кремле, Иван Федоров и его сподвижник Петр Мстиславцев, вошедшие в историческую летопись как русские первопечатники.

Фото 1. Синодальная типография на месте старого печатного двора

Первая российская книга под названием «Апостол» была полностью закончена в 1564 году - 1 марта. Это случилось более, чем через 100 лет после того, как в Европе печатный экземпляр изготовил немецкий изобретатель и ювелир Иоганн Гутенберг (предположительно, в 1440-1444 годах).

В Смутное время - в 1611 году - Печатный двор на Никольской полностью выгорел, и был заново восстановлен лишь к 1620-му.

В 1703 году, переняв традиции западноевропейских государств, император Петр I повелел выпускать в России газеты, первая из которых и была выпущена опять на Печатном дворе города Москвы.

В 1722 году местную типографию передали в ведение Святейшего Синода, и вплоть до революции 1917 года здесь находилась синодальная типография, оснащенная на тот момент самым совершенным в России печатным оборудованием. Здесь имелись уникальные и ценные наборы шрифтов, среди которых были даже коптский и сирийский.

Архитектурный ансамбль Синодальной типографии на Никольской

Еще в 1642 году, во времена царствования самодержца Михаила Федоровича, на Печатном дворе возвели каменные палаты, с устроенными башней и въездными воротами, выходившими на современную Никольскую, 15. Проект и надзор за строительством выполнили зодчие Кристофер Галлоуэй и Трефил Шарутин.

К сожалению, уже в 1773 году непосредственно в башне, украшенной фигурами льва и единорога, появились трещины. Реставрацию провести было невозможно из-за ветхости этого сооружения, и в 1810 году было принято решение о демонтаже всего здания.

Новый проект строения для Синодальной типографии исполнил архитектор Иван Львович Мироновский. Здание было выстроено в причудливом готическом стиле, который считался модным в годы правления Александра I и называвшийся в те времена древнерусским.

Война 1812 года внесла свои коррективы, и объект был полностью закончен лишь в 1814 году. В память о прежнем строении, на новое перенесли снятые с него фигуры льва и единорога, которые на Руси символизировали собой верховную власть. Кроме этого, на фасаде были установлены таблички, на которых указывались имена царей, при которых и были построены первое и последующее здания.

Фасадную часть строения по Никольской, 15 украшают стрельчатые окна и башенки, исполненные в готическом стиле. Кроме этого, великолепия прибавляют и изумительно исполненные витые колонки, украшенные замысловатым орнаментом.

На фронтоне здания изначально был установлен барельеф двуглавого орла, который в годы советской власти заменили на изображение герба СССР. Кроме этого, на стенах до настоящего времени находятся два интересных «механизма» - солнечные часы.

Самым древним зданием комплекса Синодальной типографии является Правильная палата, напоминающая своим видом некий теремок. Археолог Александр Григорьевич Векслер на основе своих исследований утверждает, что подземный этаж сооружения являлся некогда основой возведенного еще в конце пятнадцатого столетия гражданского строения.

Теремок впервые отреставрировали в период с 1872 по 1875 годы по проекту архитектора Николая Андреевича Артлебена. Тогда же к зданию было пристроено крыльцо, а завершению придали стилистический образ, присущий русской архитектуре конца XVII века. Роспись внутренних помещений провели палехские мастера.

История Правильной палаты связана с именем императора Александра II, который посетил это места сразу после завершения реставрационных работ в 1875 году.

В начале XX столетия в комплексе зданий на Никольской улице, 15 открыли «Музей печатного дела в России». После прихода к власти большевиков на этой территории разместили Гознак, а затем и государственные архивные учреждения. В 30-х годах прошлого века в этих стенах начал работать Историко-архивный институт, который в 1991 году сменил РГГУ.

Самое необычное здание не только на Никольской, но, наверно, и во всей Москве - комплекс Синодальной типографии. Это родина книгопечатания в России. Иван Грозный и митрополит Макарий поставили на Никольской Государев печатный двор. Скорее всего, книги тут печатали еще в 1550-х годах. Первым бесспорным автором датированной книги был Иван Федоров, дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского, работавший тут вместе с Петром Мстиславцем. Они вошли в историю как русские первопечатники. Первая датированная книга «Апостол» была выпущена в свет 1 марта 1564 года, через 120 лет после Гутенберга.

В смуту 1611 года печатный двор сгорел, к 1620 отстроен заново и интенсивно работал весь 17 и 18 век, выпуская богослужебные книги и учебники. В 1703 году по указу Петра I в типографии печатного двора вышла первая газета, положившая начало русской периодической печати. В 1722 году типографию передали созданному тогда Святейшему Синоду, и до 1917 года тут была Московская синодальная типография, одна из самых больших и хорошо оборудованных в России. В типографии был уникальный набор шрифтов, включая коптский и сирийский.

В 1642 году, во времена царя Михаила Федоровича, Трефил Шарутин и Кристофер Галлоуэй построили новые каменные палаты с башней и воротами на Никольскую. Ворота украшали лев и единорог. В 1773 году в башне появилась трещина, а в 1810 двор пришлось разобрать из-за ветхости.

Проект нового здания Синодальной типографии поручили архитектору И.Л. Мироновскому. Он построил здание причудливом и модном во времена Александра I готическом стиле, считавшемся тогда древнерусским. Из-за войны с Наполеоном стройка была закончена только в 1814 году. Со старых ворот сюда перенесли льва и единорога: они символизировали власть. Две таблички по бокам на фасаде центрального ризалита здания гласят, что первое здание типографии было построено при первом царе из дома Романовых, а второе при Александре I . Фасад украшен стрельчатыми готическими окнами и башенками, витыми колонками с замысловатым орнаментом. Фронтон украшал двуглавый орел, который позже заменил герб СССР. На фасаде целых двое солнечных часов.

Самое старое здание комплекса – Правильная палата, Теремок – находится во дворе. Известный археолог А.Г. Векслер установил, что подземный этаж этой палаты относится к концу 15 века, то есть в ее основе древнейшее гражданское строение Москвы. Теремок в 1872-75 годах искусно реставрировал архитектор Артлебен. Было пристроено крыльцо, перестроен верх в русском стиле 17 века и декорирован фасад, выходящий на Театральную площадь. Интерьеры расписывали палехские мастера. В 1875 году правильную палату посетил Александр II . В начале 20 века там был музей печатного дела в России.

После революции тут был Гознак, потом архивы и Центральное архивное управление. В 1930-х создан Историко-архивный институт, с 1991 РГГУ.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Напечатавшие ее Иван Федоров и Петр Мстиславец вскоре покинули Москву, а книгопечатанье продолжилось в Александровской слободе. Считается, что причиной отъезда первопечатников стали происки переписчиков, увидевших в нововведении угрозу своей работе. Но так как переписчиками были, в основном, монахи и они не получали за это денег, версия сомнительна. Вероятно, истинной причиной стало московское суеверие: говорили, что на Никольской поселились колдуны. Из-за этого типографию сожгли вскоре после открытия.

После восстановления книгопечатания при царе Федоре Ивановиче типография на Никольской существенно расширилась.

В 1645-1646 годах Т. Шарутин и И. Неверов построили каменный дом Печатного двора с башней, а на его месте в 1814 А.Л. Бакарев и И.Л. Мироновский построили современное здание в готическом стиле.

Путеводитель по архитектурным стилям

К тому времени Печатный двор уже превратился в крупное предприятие - там трудилось 165 работников. А 2 января 1703 года на Печатном дворе вышла первая русская газета «Ведомости». Она публиковала международную и военную информацию и сообщала об экономической жизни страны.

Некоторые историки считают, что на Печатном дворе Петр I лично испытывал созданный при его участии новый русский гражданский шрифт, заменивший церковный. Вероятно, он даже набирал и корректировал текст одного из первых номеров газеты.

Синоидальная типография находилась в этом здании до 1918 года.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

В советское время здесь разместился Историко-Архивный Институт. Тогда же фасад украсил герб СССР. И до сих пор здание занимает Историко-Архивный Институт РГГУ.

При этом на фасаде Синоидальной типографии сохранились солнечные часы. А от зданий XVII века осталась только каменная двухэтажная Правильная (корректорская) палата во дворе (1679 год постройки).

Появлению Печатного двора в Москве мы обязаны царю Ивану Васильевичу

В 1563 г. государь Иван Васильевич повелел "оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися", чтобы "впредь святые книги изложилися праведны". Так началась история Печатного двора в Москве. Заложен он был на Никольской улице близ Никольского монастыря с благословения митрополита Макария.
Было это время преобразований. В 1551 году был Стоглавый собор, после которого появился новый документ Стоглав. Он отражал новые ожидания от государственной и церковной жизни. В Стоглаве были приняты первые законодательные меры и правовые нормы, касающиеся "списателей" книг. В то время писание книг целиком возлагалось на церковь. Однако единства в книгописании не было, допускалось много ошибок. Стоглавом было велено "дозирать" по церквям, чтобы богослужебные книги были писаны с "добрых переводов". Неправленные книги продавать запрещалось.

Обеспечить единство текста могли только оттиски с одной печатной формы, не говоря уже о том, что оттисков этих можно было изготовить намного больше, чем могли дать переписчики, которых торопили. В Европе к тому времени уже 100 лет существовало книгопечатание. И создание на Руси типографии было еще и делом престижа перед Европой. Поэтому Иван IV стал помышлять "како бы изложити печатныя книги, якоже в Грекех, и в Венеции, и во Фригии".

Стали искать мастеров, сведущих в типографском искусстве. Датский король Христиан прислал к Ивану Грозному книжника с предложением перевести Библию на русский язык и напечатать ее в нескольких тысячах экземпляров. Платой за такую услугу было принятие Русью лютеранства. Очевидно, что посол вернулся ни с чем.

Отыскались на земле московской свои "некии хитрыи мастеры печатному делу" - Ивана Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Иван Федоров, назначенный царским печатником, служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле, где проходил Стоглавый собор. Можно предположить, что будущий первопечатник входил в число людей, близких к митрополиту Макарию. Известно, что Федоров обучался в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Родом же был, вероятнее всего, из Москвы, так как называл себя "москвитином". Его друг и соратник Петр Мстиславец, очевидно, происходил из Мстиславля, в то время литовского города. Где оба обучались печатному делу, достоверно неизвестно. Можно только предполагать, что Иван Федоров, встречаясь с Максимом Греком, не только видел много книг, привезенных последним из Венеции, но был хорошо знаком с его сочинениями. Мстиславец же мог познакомиться с ремеслом с типографиях Литвы и обучить ему Ивана Федорова.
http://www.edu.ru/index.php?page_id=189

Типографию строили 10 лет. Сначала это было каменное здание в два этажа с погребами. Окна в нем были слюдяные, а кровли деревянные. Огорожен был Печатный двор деревянным частоколом. На улицу выходили большие деревянные ворота. 19 апреля 1563 года государевы печатники начали набирать первую книгу.

Печатный двор упоминается в записках Г. Штадена «О Москве Ивана Грозного», описавшего улицу, идущую от Никольских ворот, и друкарню (печатню) возле Судного двора и Цейхгауза. В 1570-х гг. Печатный двор переместился в Александровскую слободу, в 1587 возвратился в Москву на Никольскую улицу (д.15). В 1612 из-за пожара весь двор выгорел. И в 1620 году для него была построена двухэтажная каменная палата, куда перевезли 7 типографских станков и переехали 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля. В 1625 под каменными палатами Печатного двора были устроены погреба для запасов книг и подземные ходы в Кремль. Пожар 1634 уничтожил все здания Печатного двора, новые каменные палаты строились в 1642-43 под руководством подмастерья Каменного приказа Т. Шатурина. В 1644 подмастерьем И.Неверовым и «немчином Христофором» были построены каменные ворота с башней в готическом стиле.

В XIX в. его постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, достраивались или переделывались в «русском стиле»: дворовая часть восточного корпуса (1871, архитектор М.Н. Чичагов); переделка палат у Китайгородской стены (1872-75, архитектор Н.А. Артлебен) - так называемый «Теремок» с нарядным, богато декорированным в формах XVII в. шатровым крыльцом, полихромной раскраской (в интерьере - росписи палехских живописцев);

И сейчас на территории бывшего Печатного двора можно увидеть палаты с шатровым крыльцом, появившимся здесь в конце XIX века (арх.Н.А.Артлебен).

Тогда же был надстроен третий этаж и оформлены торцевые стороны боковых корпусов (1890-е гг., архитектор С.С. Слуцкий).

Использованы материалы Яндекс-словаря и сайта Российское образование.

Публикации раздела Литература

«Апостол» - первая датированная печатная книга на Руси

В марте 1564 года вышла первая печатная датированная книга - «Апостол». С нее началась история книгопечатания в России. Вспоминаем интересные факты об «Апостоле» и его издателях.

Книги «От руки»

Иван III Васильевич. Портрет из «Царского титулярника». XVII век.

Титульная страница рукописи «Стоглава» из Главного собрания библиотеки Троице-Сергиевой лавры.

Первопечатник Иван Федоров. Иван Томашевич. 1904 г.

Книгопечатанию в России предшествовала эра рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора». Чтобы в книгах не появлялись ошибки и отступления от церковных норм, правила работы «списателей» священных текстов опубликовали в Стоглаве 1551 года. Сборник также содержал церковные правила и наставления, древнерусские нормы права и нравственности.

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных - все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде».

Иван Федоров, послесловие к «Апостолу»

Первая типография на Руси

Приступить к решению проблемы в масштабах страны помог прогресс. Столетием ранее был изобретен печатный станок, позже он появился и в России. В середине ХVI века на Руси были изданы несколько «анонимных» - без указания издателя - книг религиозного содержания. Это были три Евангелия, две Псалтыри и Триодь. В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор - неподалеку от Кремля, на Никольской улице. Из зданий первой типографии сохранилось самое старое - «правильня» или корректорская.

По приказу государеву «изыскать мастерство печатных книг» за дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров. Федоров был широко образован: он знал греческий и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом.

Почему именно «Апостол»

Памятник Ивану Федорову, Москва. Фотография: artpoisk.info

«Апостол», 1564 г. Обложка книги. Фотография: mefodiya.ru

Место бывшего печатного двора, Москва. Фотография: mefodiya.ru

Для печати первого издания взяли «Деяния и послания апостолов», написанные евангелистом Лукой, - часть Нового Завета. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.

Печать столь серьезной книги требовала тщательной подготовки. Для нового начинания Ивану Федорову понадобились помощники - среди них был Петр Мстиславец, которого также считают одним из первых книгопечатников на Руси. Сначала все учились набирать текст и печатать его. Федоров с помощниками делали формы для каждой буквы, отливали все новые и новые свинцовые литеры разных шрифтов и вырезали деревянные орнаменты для украшения глав. За процессом подготовки следил лично государь.

Особенно старательно Иван Федоров и митрополит Макарий отбирали первоисточник - варианты рукописных «Апостолов» присылали из монастырей. При Печатном дворе открыли «справную палату», где готовили образец для печати. Проработки требовал и сам текст книги.

«Надо сказать, что Иван Федоров «облегчил» книгу, устранив из нее многие служебные материалы, не входившие в канонический текст, но по традиции помещавшиеся в рукописных Апостолах. Это всевозможные предисловия, толкования и пр.».

Евгений Немировский, ученый-книговед, доктор исторических наук

От царского повеления запустить печатный станок до самой печати прошло почти десять лет. Лишь в апреле 1563 года мастера принялись изготавливать саму книгу.

Работа над книгой

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г.

Печатали первую книгу почти год. За образец шрифта в итоге был взят «рукописный полуустав» ХVI века - некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо. В таком стиле обычно переписывали церковные книги. Чтобы печатную книгу было удобнее читать, мастера кропотливо выравнивали строки и пробелы между словами. Для печати использовали проклеенную французскую бумагу - тонкую и прочную. Иван Федоров сам гравировал и сам набирал текст.

В 1564 году вышла первая русская печатная датированная книга. В ней было 534 страницы, на каждой - 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным - около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

Произведение полиграфического искусства ХVI века

Фронтиспис и заглавная страница «Апостола». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Фрагмент книги «Апостол». 1564 г. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

«Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет обтянули сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками. Внутри «Апостол» был «с картинками»: книгу украшали 48 рисунков из причудливо переплетенных трав с плодами и шишками. Начало главы печатник выделял орнаментом, а буквицы и вставки еще и красным - киноварью. Краски оказались столь высокого качества, что не выцвели даже спустя столетия.

При столь традиционном оформлении в «Апостоле» появился и новый элемент декора: гравированный фронтиспис - рисунок, размещенный на одном развороте с титульным листом. На нем изображена фигура евангелиста Луки в арке на двух колоннах.

«В прошлом году ввели они у себя печатание… и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве» , - отметил работу московских печатников в 1564 году итальянский аристократ Рафаэль Барберини, побывавший в те годы в России.

Годы подготовки и скрупулезная работа над книгой себя оправдали: исследователи не обнаружили в книге ни одной ошибки или опечатки.

Автор послесловия рассказывал о великом церковном строительстве «по всем градом» Московской Руси, особенно «в новопросвещенном месте во граде Казани и в пределах его», и потребности в печатных церковных книгах, не искаженных переписчиками: «все растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме».

Другие книги Ивана Федорова

Спустя год после выхода «Апостола» Иван Федоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями. На работу первопечатник потратил около трех месяцев, после чего уехал из Москвы во Львов.

«…Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу…»

Иван Федоров

Позже он издал еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник - «Азбуку», следуя своему жизненному принципу - «рассевать семена духовные». Еще одну книгу Иван Федоров выпустил в типографии города Острога в 1581 году - Острожскую Библию.