Крыша и кровля        21.12.2023   

Интарсия выпиливание. Интарсия по дереву



Для изготовления мозаики в стиле «Интарсия», необходима фанеровка - тончайший верхний слой древесины. Главное умение для составления мозаичного рисунка - это правильность выбора древесины по цветовой гамме и рисунку волокон.

Цвет дерева при этом можно изменять и за счёт искусственного получения оттенков, пользуясь морилкой. Она готовится из 50 г сернокислого железа на 1л воды. Как только раствор будет готов, в него помещают фанеровку. Окраска будет длиться от 1 до 3 – х дней. Затем фанеровку хорошо промывают проточной водой, сушат. После такой процедуры, например, мореный орех, может приобрести цвет от дымчато – серого до чёрного, а берёзка – от серебристо – зеленоватого до бледно - голубого.


Помимо древесины разных оттенков, для работы потребуется и резак. Его можно изготовить из медицинского скальпеля (форма показана на рисунке слева), в качестве рукоятки используют древесину берёзы или бука.

Сам рисунок вначале выполняется на кальке. Затем идёт подбор фона для мозаики. На выбранную фанеровку крепим, с помощью скрепок, кальку, в низу которой, находится копировальная бумага, и переводим весь рисунок. После, резаком аккуратно вырезаем все детали, иначе фанеровка выкрошится или лопнет. Так постепенно приготовим все наши эскизы - заготовки, подбирая нужный цвет фанеровки. С обратной стороны композиции, каждый кусочек подготовленный для интарсии по дереву, скрепляем между собой с помощью клейкой ленты.

Затем по размеру рисунка вырезаем фанерку, смазываем её столярным клеем и накладываем лицевой стороной (где был рисунок) нашу мозаику, разглаживаем, кладём под пресс.


Теперь необходимо очистить наше изделие от клейкой ленты, используя наждачную бумагу. Обратная сторона – стала лицевой, это необходимо учитывать при работе.
Весь рисунок покрываем мебельным лаком 3-4 раза. После высыхания, поверхность нужно отполировать войлоком.
Мозаика в стиле «Интарсия» готова.

Интарсия – это фигурное изображение, узоры из пластинок дерева, разных по текстуре, цвету, врезанных в деревянную поверхность. Интарсия выполняется так же, как и инкрустация.

Особенности интарсии: при интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубления, равные толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия.

В современных западных клубах любителей деревянной мозаики применяют следующий приём: кусочки, составляющие картину, наклеиваются обычно на фанерную или деревянную основу, предварительно оконтуренную по внешним границам всего изображения. То есть фоновая поверхность, как правило, отсутствует.



История

Что касается классической техники деревянной мозаики, как впрочем, и родственной ей техники инкрустации, известно, что она впервые появилась в Древнем Египте. Считается, что, так как Египет был не богат лесом, то в древности древесину туда ввозили из других стран и ценили очень высоко. Поэтому древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, металлами, перламутром и камнями. Легкость обработки, богатство декоративных качеств, прочность соединения с основой и органичное слияние с украшаемой поверхностью постепенно привели к тому, что древесина стала преобладающим материалом, используемым для украшения деревянных изделий.

Высокого уровня достигла интарсия в Древней Греции и Риме. Древнегреческие саркофаги, изготовленные из кипариса, кедра и тиса, украшали орнаментами сложных растительных форм, применяя самшит, клен, железное дерево, падуб, кизил. Чтобы изменить цвет древесины, древние греки специально обрабатывали ее: пропитывали маслом, квасцами, кипятили в краске.

Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения в Италии. В середине XV в. только во Флоренции работало более 80 мастерских, изготовлявших изделия с мозаичными наборами. Мозаикой украшали главным образом церковную мебель и утварь. Мотивами украшений служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применяли темные породы древесины, для рисунка - светлые, и наоборот.

Постепенно орнаментальные композиции становились все более сложными, многокрасочными, появились перспективные изображения городских улиц, городов, сцен из повседневной жизни, исторических событий. В сюжетных наборах применяли гравирование, травление и обжиг древесины, чтобы изменить ее цвет. Художественная ценность таких произведений в большой мере зависела от умения мастера правильно подобрать материал по текстуре и цвету. В некоторых случаях мозаичные наборы по художественной выразительности не уступали живописным полотнам.

Из Италии техника интарсии проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы. В Германии в XVI и начале XVII в. было принято украшать мозаичными панно интерьеры общественных зданий. Немецкие мастера часто применяли гравирование, вводили в изображение элементы из слоновой кости и других материалов.


Интарсия - это процесс инкрустация деревом по дереву. Технология такова, что в углубления основы из дерева делают вкладки также из дерева, которые отличаются от основы текстурой и цветом. Довольно часто интарсию называют инкрустацией . Это не ошибка, хотя последнее понятие подразумевает более расширенный список материалов, используемых в качестве вкладок.

Исполнение техники интарсии подразумевает плотную подгонку отдельных деревянных пластинок, составляющих узор по кромкам. Затем их склеивают и вкладывают в подготовленную заранее выемку в поверхности изделия, равную толщине набора. Лицевая сторона пластинок тщательно сглаживается и полируется, а нижняя часть оставляется шероховатой с целью лучшего сцепления с основой.

Из истории. Впервые интарсия появилась в Древнем Египте. Развитие данного вида украшения обусловлено отсутствием обильных лесных насаждением, как следствие, древесина ввозилась из других стран и стоила дорого. Поэтому древесина стала использоваться наряду с драгоценными и полудрагоценными камнями, слоновой кости. За счет легкости обработки, богатства декоративных эффектов, прочности соединения с основой и органичному слиянию с поверхностью изделия древесина постепенно стала преобладать над другими материалами, используемыми мастерами при украшении изделий из дерева.

Интарсия достигла высокого уровня в Древнем Риме и Греции. Саркофаги, выполненные из кедра, тиса и кипариса, украшались орнаментами сложных форм с использованием самшита, клена, железного дерева, падуба и кизила. Для изменения цвета древесины ее подвергали специальной обработке: пропитка маслом или квасцами, кипячение в краске.

Наивысший расцвет интарсии приходится на эпоху Возрождения в Италии. Так, в середине 15 века во Флоренции работало не менее 80 мастерских, которые изготавливали изделия с мозаичными украшениями. Основные мотивы - растительные и геометрические орнаменты. В качестве фона применялись темные породы древесины, а для рисунка — светлые, либо все наоборот.

Со временем орнаментальные композиции усложнялись, становились многокрасочными, а также появились перспективные изображения улиц, городов, некоторых сцен из будничной жизни человека, исторических событий. Для сюжетных наборов использовали гравирование, травление, а также обжиг древесины для изменения ее цвета.

Далее интарсия стала использоваться во Франции, Германии и других странах Центральной Европы. Так, в Германии в период 16 - начало 17 веков мозаичными панно украшались интерьеры общественных зданий. Мастера довольно часто использовали гравирование, в изображение включались элементы из слоновой кости и иных материалов.

Особенность интарсии - в качестве фона для украшений из мозаики выступает древесина изделия. Из-за сложности и трудоемкости инкрустационно-интарсионной техники ее использовали сугубо для украшения дорогих изделий, которые выполнялись из ценных пород древесины . Отделке же всех поверхностей уделялось особое внимание. Фон никогда не уступал по красоте отделке. Изделия, украшенные интарсией, принадлежали самым богатым людям.

Подбирают разную по цвету древесину. В основе, например, деревянной столешницы вырезали место, куда затем вкладывали подходящие кусочки различной по цвету и узору древесины, чтобы составить определенный рисунок.

Детали, образующие узор, плотно подгоняются друг к другу, склеиваются и вкладываются в украшаемый предмет. Затем внешняя сторона набора тщательно полируется.

Как и инкрустация, интарсия зародилась на Древнем Востоке, в Египте, и достигла очень высокого уровня в Древней Греции и в Риме, где орнаменты делались из клена, самшита, падуба, железного дерева, кизила.

Но с течением времени эту технику упростили. Трудоемкую интарсию заменили техникой маркетри. Материал для маркетри – натуральный шпон, то есть однослойная облицовочная фанера из древесины различных пород.

На примере бабочки рассмотрим основные этапы изготовления в технике интарсия .

Сначала распечатываем рисунок-схему по которой будем выпиливать детали изображения (рис.1). Для удобства на каждом фрагменте схемы отмечаем цвет древисины и направление волокон. Схему распечатывайте сразу в нескольких экземплярах, так как для каждого цвета древесины нужен будет отдельный лист.

Наклеиваем листочки бумаги с фрагментами схемы на отобранные по цвету куски древесины (рис.2). Лучше это делать на очищенную от пыли поверхность при помощи клея в аэрозольном балончике Spray 3M 75. Этот клей предназначен для кратковременного закрепления легких материалов. Допускает многократное переклеивание, что используется в шелкографии, креплении схем, объявлений и т.п.

Затем подгоняем детали друг к другу (рис.5).

Склеиваем детали, если по условию схемы они должны находиться в одном уровне и обрабатываться совместно (рис.6).

Сглаживаем внешние грани деталей и полируем их (рис. 7).

Склеиваем все детали вместе (рис. 8).

Существует несколько видов техники выполнения мозаики. О некоторых из них вы узнаете из этой статьи. Также вы можете попробовать сделать мозаику по заранее подготовленому дереву в технике интарсия своими руками, пошаговый мастер класс поможет вам в этом.

Создаем мозаику по дереву своими руками в технике интарсия

Один из видов декоративно - прикладного искусства называется интарсия. Это непростая техника, но освоив её, вы сможете создавать удивительно необычные вещи. Изделия ручной работы служат прекрасным украшением интерьера. Для работы выбирают древесину разных цветов и оттенков, затем нарезают на тонкие ленты, сразу обрезая все дефектные места. Полученные полоски склеивают между собой в листы нужных размеров, из которых впоследствии вырезают фрагменты узора для мозаики. Затем детали узора плотно подгоняют и приклеивают друг к другу. По завершении работы, лицевую сторону изделия тщательно полируют. В данной технике можно выполнить вот такое панно.

Но для того чтобы творить шедевры, начинающим умельцам в первую очередь, необходимо научиться пользоваться резаком. Держать его легко, как авторучку или карандаш, тогда и дело будет спориться. А сейчас начните с более легкого задания.

Мастерим деревянную бабочку по уроку для начинающих

Этот урок для начинающих. Изготовление такой бабочки потребует немного усилий, зато она будет красиво смотреться на вашей мебели или на стене. Выполняется бабочка в технике интарсия.

Для работы понадобятся:
  • Кусочки древесины разных цветов и оттенков.
  • Листы бумаги для эскизов.
  • Ножницы.
  • Карандаш.
  • Клей ПВА.
  • Кнопки канцелярские или баллончик клея.
  • Кусок фанеры.
  • Лобзик.
  • Наждак с кругом для шлифовки изделия.

1)Специально для новичков, прилагается простая готовая схема. Стрелки на ней указывают направление волокон древесины, остается нанести оттенки предполагаемого узора, соответственно подготовленному материалу. Распечатайте картинки, сразу несколько экземпляров, из них вы будете вырезать лекало для каждой детали в отдельности.

2)Вырежьте лекала из бумаги и приклейте их на древесину по цвету и направлению волокон (перед началом работы, следует хорошо очистить дощечки от пыли), затем начинайте выпиливать детали. Старайтесь вырезать аккуратно, чтобы фрагменты идеально подходили друг к другу. Малейшая неточность может в итоге вылезти в большую погрешность.

3) Все детали, которые по схеме находятся в одном уровне, склейте между собой и обработайте одновременно.

4)Сгладьте внешние грани, отполируйте детали и склейте их вместе. Затем вырежьте подложку из куска фанеры и приклейте на неё готовую бабочку.

5)Проверьте поверхность изделия, чтобы на ней не осталось никаких изъянов, при необходимости еще разок отполируйте и покройте лаком. Бабочка готова.

Мозаика блочная.

Способ изготовления блочноймозаики требует определённых усилий, если все делать вручную. Но в настоящее время этот процесс механизировали, а изделия, выполненные в этой технике, становятся все более популярными.

Перед началом работы сначала рисуют эскиз. Затем из брусков или пластинок древесины разных оттенков собирают блоки, склеивая их вместе по заданной схеме. После чего, уже готовые бруски разрезают на фрагменты поперек волокон. Таким образом, на торцевой части блоков обозначается одинаковый узор. Готовые блоки наклеивают на поверхность деревянной подложки или готовых изделий, также можно вставлять их в углубления создавая рисунок.

Инкрустация по дереву.

Существует особый вид мозаики как инкрустация по дереву. Изначально инкрустацию делали путем наклеивания фрагментов из тонкой фанеры различных пород деревьев. Чуть позже вместо фанеры стали применять различные материалы – слоновую кость, металл, камни и др. Узор создавался путем врезки фигурок в деревянную поверхность. Изделия, выполненные в такой технике, смотрятся очень эффектно.

Мастерам, для создания более живописного эффекта, не стало хватать естественных оттенков древесины и они стали применять различные приемы обработки дерева – протравку, обжиг, окрашивание в нужный цвет. Узоры стали более яркими и живописными.

Еще один из видов прикладного искусства – резьба по дереву. Если вы освоите основы техники выполнения некоторых элементов, то занятие резьбой покажется вам намного проще, чем казалось на первый взгляд. Хорошим украшением могут стать резные картины, мебель и другие предметы интерьера, можно сделать внутреннюю отделку стен, внешнюю отделку дома - ажурные кружева из дерева способны превратить ваш дом в терем, как на этом фото.

Видео по теме статьи

Инта́рcия (итал. intarsio) - вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация, выполняемая деревом по дереву. Интарсия зародилась на Древнем Востоке, в Египте, и достигла очень высокого уровня в Древней Греции и в Риме, где орнаменты делались из клена, самшита, падуба, железного дерева, кизила.

В деревянной основе делаются углубления, в которые выкладываются деревянные пластины, отличающиеся по цвету и текстуре. Пластины, образующие узор, плотно подгоняются друг к другу, склеиваются и вкладываются в украшаемый предмет. Затем внешняя сторона набора тщательно полируется.

Кэти Уайз (Kathy Wise) всегда любила животных, несмотря на то, что выросла в городе. В подростковом возрасте она вместе с семьёй переехала в сельский район Мичигана, и почти сразу влюбилась в деревенский образ жизни. Кэти считает, что интерес к искусству она унаследовала от матери, которая тоже была художницей. Ребёнком она усердно вырезала фигурки животных из мыла и позже из дерева, пока её мама рисовала пейзажи и портреты.


Художественные классы в школе и колледже усилили её интерес к искусству и скульптуре. Уроки керамики в колледже, на которых Кэти добавляла глиняных животных к горшкам, привели к созданию множества других фигурок животных. Вскоре студенты стали просить её слепить что-нибудь для них. Кэти с отличием окончила колледж, получив степень младшего члена академии художеств в области коммерческого искусства.


Своих первых животных Кэти лепила из керамики с низкой температурой обжига и продавала их на ярмарках и выставках. В её работах были представлены все породы собак и многие другие животные, и каждая фигурка была единственной в своём роде. Она работала вместе со своей мамой, которая расписывала её фигурки. Владельцы магазинов тут же начали просить Кэти продать им этих замечательных животных. Вскоре она сотрудничала более чем с семьюдесятью магазинами, включая Mole Hole — крупнейшую в Америке сеть магазинов коллекционных подарков.


В 1983 году Джин Фридман (глава корпорации Enesco) впервые увидел фигурки Кэти в сувенирном магазине Сиэтла. Человек, выпустивший в мир «Драгоценные мгновения», увидел потенциал в её работах, и связался с Кэти, чтобы начать первую из множества её серий сувенирной продукции. Она продолжала придумывать всё новые фигурки животных и сувениры для таких компаний, как Simson, Westland, United Design и Encore Group. За эти годы Кэти создала более тысячи разных изделий в сорока с лишним сериях, разошедшихся по всему миру.


В начале 90х Кэти создала серию реалистичных диких животных, отлитых в бронзе. В Детройтском Центре Прикладного Искусства она изучила весь процесс отливки бронзовых скульптур, включающий изготовление форм, восковых слепков, отливку, финальную шлифовку и создание патины. Её изделия из бронзы выставлялись в Скоттсдейле и Мичигане.


Серия бронзовых диких животных завоевала несколько наград, в том числе на Международной Художественной Выставке Blue Water. Сейчас Кэти делает бронзовые скульптуры только по специальному заказу. Она занимала первое место в категории «Интарсия и резьба по дереву» в течение последних трёх лет (2006-2008) на выставке Design in Wood в Сан Диего.


За время своей художественной карьеры Кэти создавала и двух-, и трёхмерные работы из глины, камня и дерева. Она спроектировала и вырезала из дерева лошадь на карусель в натуральную величину для своей маленькой дочки. Кэти создала множество панно из дерева и других материалов. Художественное образование очень пригодилось ей в работе с двухмерными изделиями. Все фотографии, фоны и графика на её сайте и в каталогах были разработаны самой Кэти.


Впервые Кэти начала создавать эскизы работ в технике интарсии для своего отчима (Фила МакДональда) более 13 лет назад. Когда его клиенты просили сделать деревянную инкрустацию в виде особой породы собак или своего питомца, Фил просил Кэти создать такой эскиз. Она начала продавать их и обнаружила, что резчикам по дереву они очень нравятся.


Она предлагает самую широкую линейку эскизов различных пород собак. Благодаря опыту в создании фигурок собак, каждый её эскиз индивидуален как ни один другой из представленных на рынке. Она разработала набор интарсии для начинающих, который позволяет легко создавать уникальную мозаику.


Осенью 2004 года в журнале «Мастерская резчика по дереву» (издательства Fox Chapel) появилась первая статья Кэти, в которой была представлена её интарсия бостонского терьера с пошаговой инструкцией. С тех пор её статьи появлялись в каждом номере, и к сегодняшнему дню их насчитывается уже 18.


В этих статьях были представлены такие работы, как украшенный птицами венок, черепаховая кошка, арабский скакун, рамка с кленовыми листьями, цветочные венки, индейка и многие другие. Пять раз работы Кэти печатались на обложке. Её попросили написать статью в двух частях для журнала Wood Carving Illustrated о том, как вырезать доску для объявлений с бульдогом.


На её статьи поступили замечательные отзывы, и она собирается и дальше писать для издательства Fox Chapel Co. У Кэти уже вышла одна книга: «Интарсия и работы по дереву». В настоящий момент она работает над второй. Кэти принимает специальные заказы на работы в технике интарсия, включая фрески и большие настенные панно.